Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

А как ныне сбирается вещий Олег?

Журналист Леонид Злотин — о том, почему нужно менять подходы к школьному преподаванию истории
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На заседании Совета по межнациональным отношениям президент высказал пожелание, чтобы в России были разработаны новые учебники истории для средней школы, «на конкретных примерах показывающие, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур» и без двойных толкований конкретных исторических событий. К их разработке необходимо привлечь, по его мнению, специалистов не только Минобрнауки и РАН, но и двух старейших российских общественных объединений — Исторического и Военно-исторического обществ. Всё это более чем актуально, качество учебников — один из важнейших факторов качества самого образования. Тут, собственно, спорить не о чем.

Проблема начинается там, где надо избегать двойных толкований исторических событий. История в государственном понимании — такая особенная дисциплина, где политическая целесообразность всегда будет доминировать над научной доказательностью. За примерами далеко ходить совсем незачем: до сих пор не решен вопрос о роли норманнов в создании и становлении самого государства Российского. Не то что десятилетиями — веками ученые не могут договориться по этому поводу. Известный археолог, антрополог и филолог Лев Клейн предложил для компромисса скорректировать понятие норманизма. Как он пишет в своей книге «Трудно быть Клейном»: «Так, объяснение успешных норманнских захватов их расовой природой — это был бы норманизм, а признание самих фактов таких завоеваний и влияний — не норманизм». Ученый с мировым именем говорит о научном компромиссе, позволяющем одновременно учитывать и идеологическую составляющую. Давно это было, вроде бы новые времена, новые подходы. Можно вернуться к предложенному варианту. Но как в парадигме национального возрождения принять такую, пусть и компромиссную, но не однозначно патриотическую версию? Скажем наше твердое «нет» вейсманистам-морганистам-норманистам? И вместо приемлемого научного объяснения всё равно будет предложен конъюнктурно соответствующий миф?

Или как трактовать принудительное переселение некоторых народов СССР во время Второй мировой войны — как преступление или эффективный менеджмент в условиях ожидания пятой колонны (как это тогда мотивировалось)? И как увязать число погибших военных и гражданских с модной легендой о Великом Полководце? Кстати, еще о полководцах. Выдающийся маршал Тухачевский — он жертва сталинских репрессий или человек, применивший химическое оружие против крестьян Тамбовской губернии? Ведь верно и то и другое. И однозначно оценивать его фигуру (вполне историческую) не очень получится. По той простой причине, что однозначное толкование и историческая объективность — это скорее из геометрии Лобачевского. Поэтому стоит говорить о разделении известных фактов и доказательств (археологических, историко-архивных, документальных, лингвистических) и их трактовок, как представляется, с серьезным перевесом в пользу первых. Это, разумеется, не отменяет важности включения в учебники статей по историческому контексту описываемых событий. Пока же все остается по Галичу (куда же сегодня без него): «Меняются правды, как в оттепель снег, / И скажем, чтоб не было смуты: / Каким-то хазарам какой-то Олег / За что-то отмстил почему-то».

Еще одна проблема,  решать которую также необходимо, находится, если можно так выразиться, с другой стороны от учебников. Это о тех, кто будет по ним учить и учиться.

Ведь уже сегодня представления большого числа школьников о сравнительно недавнем прошлом годятся скорее для нового издания «Всемирной истории от «Сатирикона». Теперь вот ЕГЭ и новый образовательный стандарт. То есть задача не получить хотя бы примерное представление о собственной истории, а научиться решать кроссворды. А ведь разговор про новые учебники зашел в контексте очень важной, критически важной проблемы — межнациональных отношениях на современном этапе. И здесь роль гуманитарной составляющей образования (и воспитания, разумеется, тоже) не может обеспечиваться запоминаем дат и имен, столь полезных при заполнении тестов ЕГЭ. 

Ксенофобия всегда питается невежеством, в том числе и историческим. Поэтому сведение гуманитарного образования к каким то «благотворительным» часам по литературе и истории, избранным рекомендуемым книгам (писателям) — это и порождает, и будет порождать «понаехали» и «пусть валят домой», и прочие красоты. Объективные учебники, качественные преподаватели, не делящие свое время между учениками и огородом для пропитания (в широком смысле), достаточное время для формирования первичных гуманитарных представлений и умения рассуждать самостоятельно — всё это должно существовать одновременно, иначе опять получится как патефонная труба без самого патефона, которая хорошо смотрится, но музыки не воспроизводит.

И еще небольшое замечание. Никакой самый совершенный  учебник, доказывающий историческую объективность дружбы народов на территории России, не заменит системной работы по культурной (включая языковую) ассимиляции национальных (этнических) групп и диаспор в местах исторического  проживания русскоговорящего населения. С обязательно сдачей оружия в том числе.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир