Поколение next оставило ветеранов без граммофончиков


После декабрьского объявления номинантов очередной премии «Грэмми» прогнозисты более всего увлеклись вопросом: повторит ли кто-нибудь прошлогодний, шестикратный триумф Адель?
Шансы на явное доминирование в юбилейной церемонии наблюдались по крайней мере у двух претендентов — простых и плодовитых блюз-рокеров из Огайо The Black Keys, выпускающих альбомы фактически ежегодно, и широко засветившегося в последние пару лет, но еще проходящего по разряду «новый артист» 25-летнего рэпера Фрэнка Оушена.
Ему, полному надежд еще в процессе дефилирования по «красной дорожке» «Стэйплс-центра», академики кайф слегка обломали. Видимо, решив, что у парня все впереди, Фрэнка пока прокатили мимо ключевых титулов премии, выдав статуэтку лишь в относительно второстепенной номинации «Лучший урбанистический современный альбом» — за Channel Orange. По нынешним тенденциям «Грэмми» это несколько странно.
Общие итоги 55-й церемонии показывают, что академики как раз отдают предпочтение молодости и актуальности, поэтому среди основных героев самой престижной музыкальной награды мира сейчас немало музыкантов, так или иначе причастных к инди-сцене и альтернативе. То, что сегодня в изобилии звучит, допустим, в хипстерских барах, кофейнях и бутиках Нижнего Манхэттена, то и выбивается в лидеры на «Грэмми».
Характерный пример — признание «записью года» стингоподобного трека Somebody That I Used To Know флагманов новой альтернативы Океании — Ваутера Де Баккера, он же Готье, и его 22-летней напарницы, новозеландки Кимбры.
Из того же ряда и победа в двух генеральных номинациях «Лучший новый артист» и «Песня года» театральных «стиляг» из Fun, год назад названных «рок-группой года» на молодежной премии Teen Choice Awards. За песню с символическим для «Грэмми-2013» названием We Are Young их отметили вместе с американской соул-певицей с артистическими наклонностями Жанель Моне, честно говоря, внесшей скромную лепту в данный хит.
Некоторую вкусовую избирательность проявили эксперты «Грэмми» и в отношении экс-участницы телешоу American Idol Келли Кларксон. Девушка с добротным, но прямолинейным и вторичным поп-материалом фигурировала в четырех номинациях, но получила приз лишь за «лучший вокальный поп-альбом» (Stronger). А «альбомом года» вообще назвали Babel лондонских фолк-рокеров из Mumford & Sons. Этот момент натолкнул на забавную мысль.
Россия не первый год радуется насыщенной гастрольной концертной афише, вроде бы полагая, что движется параллельным курсом с передовым музыкальным рынком. Но это иллюзия. Наша зарубежная гастрольная афиша скорее напоминает страницы энциклопедии современной музыки, и редко кто из фаворитов дня сегодняшнего, в частности лауреатов последних «Грэмми», соберет в Москве или Питере (про остальную Россию и речи нет) такие же многотысячные залы и стадионы. Вот, Mumford & Sons, уверяю вас, не соберут. И вышеупомянутым The Black Keys, одним из чемпионов 55-й церемонии, собравшим почти все награды в рок-номинациях (и обошедшим, к слову, Muse, Coldplay), тоже между тем гастрольный успех в России совсем не гарантирован. Такая тут у нас, гм... реальность.
Контрольный выстрел по ветеранам в угоду generation next нанесли, пожалуй, в номинациях «Лучшее хард-рок/металл исполнение» и «Лучший альтернативный альбом». В первом случае металлисты из Пенсильвании Halestorm, ведомые фронтвумен Лиззи Хэйл и записавшие свой дебютный студийный альбом три года назад, обскакали Iron Maiden, Anthrax, Megadeth, Мэрилина Мэнсона.
Во втором случае тот же худосочный Готье оставил позади Тома Уэйтса, Бьорк и Фиону Эппл. Отдельно стоит заметить и успех 25-летнего калифорнийского диджея Сонни Мура по прозвищу Skrillex. В своей «весовой категории», то есть среди лучшей танцевальной электронной музыки, он выиграл и «Лучшую запись», и «Лучший альбом».
Что касается Адель и патриархов, то совсем о них все-таки не забыли. Лучшую певицу прошлого года отметили граммофончиком за живое выступление в Альберт-холле, а самого сэра Пола Маккартни поблагодарили статуэткой за диск Kisses On The Bottom в странноватой категории «Лучший традиционный поп-вокальный альбом».
С главным же проводником американского патриотического рок-н-ролла Брюсом Спрингстином обошлись несколько иезуитски. Ему еще до основной церемонии вручили почетную награду как «персоне года», но в соревновательных номинациях, где он фигурировал, не дали ничего. Демократия. Никакой оглядки на авторитеты.