Александр Демидов: «Случись наш успех лет 10 назад, я бы спился»


В паузах между февральскими показами премьерного спектакля «Квартета И» под названием «Письма и песни мужчин среднего возраста» один из его участников Александр Демидов записывает свой новый альбом, что и послужило поводом для встречи с обозревателем «Известий».
— Рассчитываешь когда-нибудь достичь на музыкальном поприще того же успеха, что пришел к тебе как к актеру?
— Ставлю такую задачу, но как получится, не знаю. Во всяком случае, спортивный азарт и творческие амбиции у меня есть. Когда за сольный концерт мне предложат половину от гонорара «Квартета И» за корпоратив, буду считать, что коммерчески и музыкально я состоялся. А если серьезно, хотелось бы развиваться в этом направлении, достичь высот Андрея Миронова, Николая Караченцова. Думаю, в конце февраля я выступлю в одном из московских клубов со своим новым коллективом. И еще планирую время от времени в своей студии делать квартирники, приглашать туда друзей-музыкантов. Наверное, на одну из новых песен сниму клип. Ну и третий альбом надеюсь скоро записать. Материал для него уже накоплен. А 23 февраля хочется сделать акцию — «День защитников хорошей музыки».
— И когда состоится твой первый гастрольный тур в качестве музыканта?
— У меня уже был подобный опыт — тур по нескольким сибирским городам с группой «Бобры». Залы кинотеатров на 400–500 человек заполняли. Выступления происходили в формате моих творческих вечеров. Меня все-таки воспринимают как актера. И где-то между песнями я могу прочитать монолог из спектакля или начать импровизировать с публикой.
— Кстати, раз уж ты сам упомянул корпоративы. Что ждут на них от «Квартета И»: цитат и отрывков из ваших популярных спектаклей или импровизационного юмора?
— По-разному. Надо заметить, что история корпоративов у нас началась раньше театральной. Мы вели свадьбы, юбилеи, дни рождения и прочие застолья, еще когда создавали свой театр. Собственно, таким образом мы на него и зарабатывали. Сейчас ведь иная ситуация. Человек становится медийным, после чего его начинают приглашать в качестве ведущего на разные акции, а он этого делать, в сущности, еще не умеет. А мы умеем.
— В этом году «Квартет И» должен отмечать свое 20-летие, вы об этом знаете?
— Знаем, конечно. 20 лет — приличный срок. На 15-летии у нас благодаря нашим друзьям-меценатам были Тото Кутуньо, Горан Брегович, Михаил Жванецкий, Александр Градский. В общем, хороший составчик. Надеюсь, и теперь что-то соорудим. К тому же, сразу отметим и 30-летие дружбы Леши (Леонид Барац. — «Известия») и Славы (Ростислав Хаит. — «Известия»). Они еще 10 лет проучились в одной одесской школе.
— Не думаешь, что найденную вами матрицу про «разговоры мужчин» когда-то нужно вывести из эксплуатации, или это ваш альтернативный вариант «Секса в большом городе» и на нем «Квартет» еще намерен ехать долго?
— Надо, надо эти «разговоры» заканчивать. Хотя при встречах все нас, конечно, спрашивают: ну, когда продолжение, мужики? Но сейчас мы будем снимать фильм по спектаклю «Быстрее, чем кролики». Там много черного юмора. И уж если потом почувствуем, что нам, мужикам, есть еще о чем высказаться, возможно, снимем еще одну часть «разговорной» эпопеи.
— Типа «О чем еще не сказали мужчины»?
— Ага, думаю, примерно так она и будет называться. Но мы пока сомневаемся. Консультировались со многими экспертами, которые заметили, что все российские «трешки» в отечественном прокате провалились. Впрочем, у фильмов, о которых шла речь, нам и первые, и вторые части не очень нравились. Да и, повторю, кажется, мы действительно уже сполна высказались на эту тему. Надо чего-то повеселее. А то в нашем последнем спектакле «Письма и песни мужчин среднего возраста» есть монолог о Боге, о выпавших волосах, обращение к родителям и т.д. Все вроде бы интересно, но слезливо, депрессивно. Пора выпускать что-то типа нового «Дня Радио». Не потому что нам наплевать на происходящее в стране, мы устали думать и давайте, мол, повеселимся. Просто мы уже о многом высказались.
— Как вы восприняли появление и успех Comedy Club? Вы считаете их конкурентами, особенно если учесть, что они тоже прикоснулись и кино?
— Когда они появились, это, безусловно, выглядело сильнейшей альтернативой «Аншлагу», Петросяну и прочему юмору такого сорта. Но есть такая вещь, как технология. Вот мы квартетом можем сочинять какую-то пьесу год, два, три. Получается ручная работа. А Comedy Club нужно еженедельно выдавать шутки на гора. Какой бы ты ни был талантливый, всё равно потихоньку иссякнешь. Выплеснешь за несколько лет свой потенциал. Эти ребята стали заложниками «телека», им пришлось идти в гламур. В результате, как и многие комедийщики, они опустились до набора из 3–4 шуток, над которыми смеются всегда. Рейтинги у них по-прежнему высокие, но отношение у меня к ним сдержанное, а их киношное творчество я совсем не воспринимаю. С творческой точки зрения телевидение их породило, оно же и «убило».
У нас же с ТВ романа не сложилось, и теперь мы понимаем, что это хорошо. Хотя когда нам было по 18–20 лет, хотелось всего и сразу: славы, денег, поклонниц. И мы на это телевидение пытались проползти. Казалось, что нам не везет, а сейчас считаем, что повезло. Поскольку иначе мы бы уже закончились как артисты и творческие личности.
— Были попытки кого-то из вас по отдельности или всем квартетом интегрировать в какой-нибудь спектакль репертуарного театра?
— Были. Как-то к нам приходил Иосиф Райхельгауз и хотел что-то сделать с нашим первым и единственным на тот момент спектаклем. Не сложилось. Но он предоставил нам сцену своего театра и с горящими глазами восхищался нашим энтузиазмом, когда мы, например, самостоятельно тащили тяжеленную лестницу из ГИТИСа. Он говорил: «Вот как люди любят театр!»
— Каковы сейчас взаимоотношения «Квартета И» и ДК имени Зуева? Это уже фактически ваша площадка или, во всяком случае, вы надеетесь, что она таковой станет?
— Думаю, когда нам, грубо говоря, отдаст ее московское правительство, тогда мы и закончимся. Пока мы ее арендуем. И если получим ее в подарок, то, наверное, нам будет лет по 65. И придется задуматься: раз получаем такие подарки, что делать дальше, дабы не закоснеть, не впасть в маразм?
Нам Юлий Гусман советовал: «К вам же такой-то начальник на спектакли приходит и такой-то. Так идите и просите у них помещение». Но нам неудобно, стесняемся. Потом эти люди в ответ за услугу могут попросить написать, подписать или сыграть что-нибудь им нужное. И ведь не откажешься. А так у нас есть некая свобода. Может, мнимая, нами самим придуманная, но всё же…
— Сохраняете моральную чистоплотность?
— Пожалуй. Мы сейчас медийно и материально благополучны: с дачами, машинами. Но это не главная цель. Огонь и воду мы прошли, сейчас у нас реально медные трубы. Но воспринимаешь их уже спокойно. Случись с нами такое лет 10–15 назад, я бы спился и умер.