Тут пьяный полицейский опять убил на машине пару невинных человек на пешеходном переходе. И вот что я думаю. Надо бы: а) прекратить выдачу прав населению и б) прекратить продажу алкоголя в принципе — от него сплошное зло.
Я понимаю, что кто-то согласится с первой частью предложения, кто-то — со второй. И с некоторых пор на вверенной нам территории спецсанчасти никакие предложения не выглядят слишком радикальными. Ну разве что чего-нибудь по части Симона Визенталя пока не проходит — репутационный риски слишком велики. Но в остальном — ничто не слишком. И если уж опять принялись законодательно определять, кто поражен в сексуальных правах, а кто — нет, то просекко гордыни продолжает пузыриться в головах наших депутатов клубного собрания деревни Бабёнки. Они тут решили перекроить заодно околоавиационный бизнес.
Два подряд случая с пьяными пассажирами, при этом никто собственно не пострадал, кроме побитых (между прочим, ни одного трупа — это вам не пьяный прокурор на «Мерседесе»), и депутаты впали в гордыню отмены и запрета самого святого, что есть у авиапассажира, — зоны duty free.
«Депутаты намерены запретить проносить в самолеты купленный в duty free алкоголь». Зампред комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов заявил, что два последних инцидента в российских самолетах «дают право поставить вопрос жестко». Потрясающе. А что они хотят сделать? Заставить сдавать купленное в багаж? Так багажа нет — он сдан. Таможенный и паспортный контроль пройдены. Уже сняты ботинки, видны потертые носки, вытащен ремень, падают брюки, рентгенолог привычно кричит: Hände hoch! Все в поту и все ненавидят все эти аэропорты, эти авиалайнеры, террористов, американцев, которые все эти правила безопасности заставили принять весь мир, погранцов и таможенников. И когда этот кошмар заканчивается, человек видит сияющий мир duty free, где основной товар — это выпивка и сигареты, а также блестящие конфеты и шоколад, то есть всё для расслабления замученной души.
Как говорили раньше позднесоветские дети, уезжающие в эмиграцию из какого-нибудь Петропавловска-Камчатского, попав в Ш2, зону duty free: «Мама, а можно, мы тут и останемся насовсем?». Кто ж знал, что в некоторых странах с тотальным дефицитом детище Брендана О’Регана — магазины duty free — это следующий после «Березок» рай потребительства? Торговля без НДС и без некоторых других поборов, то есть сборов, в последнее время вдруг отчетливо показала русскому потребителю, насколько цены в розничных сетях цинично задраны. И когда человек может купить односолодовый виски супербренда буквально в два раза дешевле, то, во-первых, он начинает любить duty free и, во-вторых, еще раз убеждается в воровской сущности окружающей его в обычное время торговли.
А еще старинная русская привычка не только купить с собой спиртного (оно теперь запаковывается в пластиковый бэг и не предназначается к употреблению на борту), но и зайти в ирландский бар выпить Guinness на дорожку. Это объясняется еще и предполетным мандражом. Самое смешное, что, судя по составу выпивающих, больше всего боятся летать здоровенные молодые мужчины. Ну, где одна, там и вторая. И в общем всё заканчивается распаковкой уже в самолете того, что по идее распаковывать нельзя. Мы всё это проходили. Плавали, знаем. Просто из-за кого-то сажают машину внепланово, а из за кого-то — нет. Кстати, даже вполне трезвый человек может просто умереть на борту, но, как показывает нам последний такой случай, из-за него никто даже беспокоиться не будет с посадкой.
И вот депутаты покусились на святое — на бухло из магазинов беспошлинной торговли. Не говоря о том, что вообще-то это не их ума дело, а соответствующих служб аэропортов и авиакомпаний. Но даже это не самое важное.
Дело в том, что все основные аэропорты устроены определенным образом. И система обработки пассажиропотока у них также спроектирована определенным образом. Конечно, можно пойти по пути Австралии и Новой Зеландии, которые выставляют товары duty free до прохождения пограничного контроля.
Но тогда придется сразу упаковать их в багаж. Ведь, зная специфическое отношение граждан к закону, будет понятно, что товар, купленный по низкой цене без НДС и прочих поборов, тут же уедет обратно в Москву в машинах «провожающих». Я и без того помню еще недавно на московских рынках изобилие коньяка и виски с надписью duty free only. Что же будет твориться тогда завтра?
Перестраивать SVO, DME и прочие славные аэропорты, значительно улучшившиеся по сравнению с советскими монстрами, никто не сможет — у авиационной отрасли нет таких денег. Хотя я понимаю, что депутатов чужие деньги не волнуют, а если волнуют, то как-то по-другому.
Но интереснее всего — насколько беспомощно выглядят непосредственно перевозчики, которые и должны организовывать спокойный полет граждан.