Терминатор вернулся героем


Арнольд Шварценеггер вернулся. Кинематографическая карьера «терминатора», прерванная в 2003 году ради поста губернатора Калифорнии, возобновляется фильмом «Возвращение героя». Легендарная фраза I'll be back, сказанная его главным персонажем, оказалась символической.
В новой картине Шварценеггер играет пожилого шерифа. Когда-то служивший в полиции Лос-Анджелеса шериф Рэй Оуэнс однажды решил отойти от серьезных дел и провести старость, обеспечивая покой жителей провинциального Саммертона. До поры до времени самым серьезным делом шерифа и его помощников было спасение кошек, забравшихся на деревья. Но все меняется, когда сбежавший из тюрьмы наркобарон решает использовать пограничный городок в качестве перевалочного пункта на пути в Мексику.
Надо сказать, железный Арни подошел со всей серьезностью к выбору фильма для своего камбэка. «Возвращение героя» (оригинальное название — The Last Stand) — несомненный бенефис экс-губернатора Калифорнии, здесь каждая деталь сюжета заточена под главную звезду. 65-летний актер шутит, дерется, стреляет из пулемета, падает с крыши — и все это отнюдь не выглядит глупостью или чрезмерным самолюбованием.
Вместе с тем нельзя сказать, что фильм интересен только Шварценеггером. Продюсер Лоренцо ди Бонавентура («Трансформеры») и режиссер Ким Чжи Ун смогли создать картину, постоянно отсылающую к классике кино, но без налета нафталина.
Сюжет, построенный на ожидании приезда в маленький мирный городок кровавого преступника со своей бандой, — очевидная аллюзия на вестерн 1952 года «Ровно в полдень» Фреда Циннемана. Шерифа там играет Гэри Купер. Ему, как и Рэю Оуэнсу, приходится организовывать оборону города, который вот-вот должны атаковать головорезы. Правда, «Ровно в полдень» был во многом новаторской картиной — время экранное там почти в точности соответствует времени реальному, и напряжение нагнетается за счет ожидания, а не действия.
«Возвращение героя» лишено кинематографических изысков и претензий на новаторство, но для массового мэйнстримного фильма имеет практически идеальный баланс экшена (погони, драки, перестрелки сделаны с профессиональным блеском), юмора и колоритных персонажей. Кстати, одного из них — офицера ФБР, руководящего операцией по поимке беглеца, играет обладатель «Оскара» Форест Уитакер. Но он тактично не перетягивает одеяло на себя: все-таки это фильм про Арни и для Арни.
Разумеется, не обошлось и без намеков на губернаторское прошлое Шварценеггера. «Не идеализируй Лос-Анджелес!» — по-отечески наставляет шериф своего помощника, скучающего в Саммертоне и мечтающего о переводе в Город Ангелов. Из уст бывшего главы штата, «сердце» которого — Лос-Анджелес, эта фраза звучит особенно колоритно.
Глядя на немолодого сурового Арни, нельзя не вспомнить другого героя боевиков, в пожилом возрасте не только не растерявшего актерского таланта и обаяния, но и шагнувшего на принципиально другую ступень — Клинта Иствуда. Удастся ли карьере Шварца пережить такой же ренессанс, как это получилось с Иствудом (кстати, тоже неравнодушным к политике человеком и убежденным республиканцем), вряд ли кто-то решится прогнозировать. Но если свои будущие проекты Шварценеггер будет подбирать с такой же тщательностью и прозорливостью, с какой подошел к «Возвращению героя», у него есть все шансы начать новую успешную главу своей биографии.