Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
В КНР раскритиковали торговые пошлины Трампа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
Путин назвал папу римского Франциска выдающимся человеком
Мир
Фон дер Ляйен призвала технологических гигантов соблюдать правила Евросоюза
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
Bloomberg рассказал о возможной инсайдерской торговле со стороны бизнесменов США
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 21 апреля
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Хоккеист Бардаков подписал контракт с клубом НХЛ «Колорадо»
Мир
Папка с секретными документами Белого дома утекла в общий доступ из-за ошибки
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Великий Восток прав человека

Журналист Максим Соколов — о специфике формирования СПЧ
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Процесс обновления Совета по правам человека при президенте РФ был довольно долгий, весьма скандальный и завершился только сейчас, когда президент сдержанно напомнил, что вообще-то совет существует при нем, отчего и последнее слово при формировании принадлежит ему. Он распорядился совет расширить, включив в него как отобранные председателем совета проф. Федотовым кандидатуры, так и забракованные профессором. В итоге численность собрания увеличилась почти вдвое — 68 членов против прежних 40, но наконец завершился скандал с обновлением и президент провел заседание с новым советом, продолжавшееся три часа.

Причина долгопротяжного неприличия не только в том, что профессиональные правозащитники обладают своей системой ценностей, а чиновники из АП РФ, в рамках которой существует совет, — своей и эти системы не всегда сочетаются. Особенно при решении кадровых проблем. Главная причина в том, что председатель совета и приближенные к нему лица — например, председатель МХГ Л.М. Алексеева — исходили из того, что совет — это такая академия. По крайней мере, в вопросах внутреннего устройства. То есть, во-первых, это институт с пожизненным членством. По крайней мере, никто, кроме самих академиков, не может этого членства лишить. Члены Французской Академии так и называются «бессмертными», члены совета тоже воспринимали себя в таком качестве. Во-вторых, вопрос о новых членах всецело находится в ведении самих академиков, которые оценивают кандидатов, достойны они войти в собрание бессмертных или недостойны. Прежние члены совета считали его элитным клубом для своих — естественно, для своих в гражданственном смысле.

Академический принцип внутреннего устройства ничем не плох, он, несомненно, имеет право на существование, но только с одним уточнением. Если это полностью автономная организация типа масонской ложи, Английского клуба, хорового общества etc., вопросов вообще не возникает. В рамках свободы ассоциаций допустимы любые способы внутренней самоорганизации. Возглавляй проф. М.А. Федотов ложу «Великий Восток прав человека и развития гражданского общества», подбор братьев находился бы всецело в его — и только в его — компетенции.

Если же собрание существует не само по себе, но при президенте РФ и на коште АП РФ, вопросы могут возникнуть. Ложа «Великий Восток прав человека» при президенте РФ может произвести неоднозначное впечатление. Тем более если эта ложа как-то намерена влиять на решения президента, для чего необходимо как-то с ним взаимодействовать и, в частности, понимать и его интересы в этом деле.

Президент — причем речь здесь даже не о конкретном В.В. Путине, но скорее о публично-правовом институте — может быть горячим поборником прав человека, может быть поборником весьма относительным, но в любом случае, если уж он завел при себе такой совет, то взаимодействие с советом требует нескольких вещей. Совет должен быть в какой-то мере представительным. Если бы представительность вообще никак не интересовала властителя, проще было бы учредить секцию прав человека в кооперативе «Озеро». Совет не должен быть низкопоклонствующим, но он не должен и быть революционно-освободительным, чем он во времена Д.А. Медведева несколько грешил — революционеров, в общем-то, у нас и без него хватает. Наконец, совет должен быть сколь-нибудь трезвомыслящим. Опять же не в смысле низкопоклонства («применительно к подлости» etc.), а в том, что его члены не должны превращаться в сказку всего города и ходячий анекдот. Не нужно быть поклонником т. Сталина, чтобы усмотреть в программе десталинизации, предложенной прежним составом совета, признаки явно недостаточной здравости рассудка. Примеры такого рода можно множить.

Больше представительности, больше лояльности, меньше анекдотичности — эти цели в расширенном совете более или менее достигнуты. Что там будет с самими правами человека, поживем — увидим.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир