Франсуа Озон устроил сеанс вуайеризма


Один из самых известных фестивальных режиссеров Европы — Франсуа Озон затрагивает в большинстве своих фильмов одни и те же темы: гомосексуализм, подростковые психологические проблемы, жизнь обычной буржуазной семьи с хорошо припрятанными скелетами в шкафу. Зачастую к этому добавляется детективная линия: лучшие картины Озона («Восемь женщин» и «Бассейн») вполне можно назвать детективами.
В новой работе режиссер собрал воедино все свои фирменные приемы, стягивая их в тугой узел захватывающей интригой — впрочем, не приключенческого, а психологического плана.
Главный герой — школьник-подросток Клод. По заданию учителя литературы Жермена он пишет сочинение, но учебный текст перерастает в роман. В центре сюжета романа семья одноклассника Клода — Рафы. Клод заводит дружбу с Рафой, помогая ему подтянуть математику, и постепенно становится чуть ли не членом его семьи. Он подслушивает и подсматривает за родителями Рафы, его связь с другом едва не перерастает в гомосексуальную, но Клода больше привлекает мать Рафы, нежели одноклассник.
Свои приключения в доме Рафы (реальные и выдуманные) Клод исправно излагает в романе, принося каждый день очередную главу Жермену. Тот с важным видом объясняет ему, как надо выстраивать повествование, и разбирает литературные качества романа, но вскоре сам втягивается в подсматривание за семьей Рафы (пусть и глазами Клода).
Пожалуй, «В доме» — главный вуайеристский фильм со времен гениального «Окна во двор» (1954). Но если для героя Джимми Стюарта у Хичкока подглядывание за соседями было вынужденным хобби, то для персонажей Озона это становится образом и смыслом жизни. И попыткой ответа на вопрос: не является ли любое творчество писателя и режиссера актом вуайеризма?
Жермен читает каждую новую порцию романа, завершающуюся фразой «Продолжение следует», вместе с женой. Жизнь чужой семьи становится для супругов чем-то вроде ежевечернего телесериала. Правда, они не замечают, что постепенно сами оказываются действующими лицами этой «санта-барбары», а романные страсти заменяют им реальную жизнь.
«Ты не заметил, что у нас не было секса с того момента, как ты стал заниматься с Клодом?» — спрашивает Жермена жена. «Что ты такое говоришь? Он же мальчик!» — «Ну, многие учителя влюблялись в своих учеников».
На самом деле Жермена прельщает не столько сам Клод, сколько мир, который он создал. В одной из сцен родители Рафы занимаются любовью в спальне, а Клод, спящий в соседней комнате, воображает, что подглядывает за ними. Но он знает, что мысли отца Рафы заняты вовсе не женой и любовью, а бизнесом с китайским партнером, поэтому воображение парня рисует на стуле в углу еще одного наблюдателя — бесстрастного азиата. Позже отец Рафы признается жене, что китайский партнер приставал к нему во время совместной вечеринки в баре. По крайней мере, так напишет в своем романе Клод.
Правда это или нет — его читателям, а также зрителям фильма придется догадываться. И додумывать все остальное, как и делают персонажи Озона. В конце фильма Клод и Жермен сидят на лавочке напротив многоквартирного дома и наблюдают за ссорой двух женщин в одном из окон.
Учитель и ученик спорят. «Это две лесбиянки ссорятся!» — «Да нет же, это две сестры спорят, что делать с особняком, доставшимся им в наследство».
Также и зрители после фильма «В доме» будут спорить, всерьез или в шутку Озон рассказал им свою историю. Но в любом случае свою порцию подсматривания они уже получили — в кинозале.