У Адама Мицкевича была такая поэма «Дзяды». Она про юношу, который был патриотом своей страны, из-за чего его империалистические сатрапы кинули в ссылку. При СССР эта поэма считалась антирусской. Потому что юноша был патриотом Польши, а империалистические сатрапы были царским режимом России. Мне интересней другое — вот среди народов, населявших Российскую империю, были народы, которые праздновали Дзяды, то есть Деды, и были такие, кто использует жертвоприношения на Курбан-байрам. От тех, кто праздновал Дзяды, мы избавились и всё никак не можем с ними помириться (хотя белорусы вполне себе празднуют), а жертвоприношения в центре столицы продолжаются. Всё это мило, особенно если учесть, что Дзяды — это то, что теперь называют модным словом Хэллоуин и против чего то тут, то там выступают областные педагоги и районные священнослужители ортодоксальной зарплаты.
Уж что только не говорят про этот праздник! И что он доводит детей до мыслей о суициде, и что детишки после него нервные, и что вообще это же не наш праздник. Совершенно чуждый.
Ну, отчего у вас детишки нервные, мы и без праздника знаем. Пробовали их не бить за малейшую провинность? Нет? Имеете право? Ну, тогда не удивляйтесь. А насчет «наш — не наш»... то есть против того, что ваши дети когда-нибудь захотят принять участие в жертвоприношении, вы ничего не имеете?
Кстати, Польская католическая церковь тоже была против празднования Дзядов, потому что видела в этом языческие корни — дань умершим отцам и дедам, поминовение их. Институт церкви видел в этом попытку выйти на его поляну. Хотя не очень понятно, что плохого в том, что люди помнят своих умерших, поминают их?
Россия не самая веселая страна en masse — как была при Советах застегнута на все пуговицы, так и сегодня. Разве что расстегнула самую верхнюю пуговку на гимнастерке, и стал виден не слишком свежий, неровно пришитый подворотничок. Именно поэтому народ сам себя пытается развлекать подручными способами и пробует найти праздники, чтобы скрасить некоторую серость климата. Отсюда — радостное празднование двух рождественских праздников, двух Новых годов и Хэллоуина, который во всем мире, и мы не исключение, воспринимается ровно как карнавал и маскарад.
Я так понимаю, что когда ортодоксы всем объяснят, что Хэллоуин — глубоко вредный праздник и его нельзя праздновать не только детям (а именно дети там играют главную роль — с песнями и костюмами, с хождением в гости, потому что старые уже умерли — будущее за ними), но и взрослым, под угрозой двух лет в тюрьме, тогда и с 25 декабря разберутся как с вредоносным и неправильным.
А о чем разговор-то? Речь идет о праздновании Кануна Дня всех святых (Hellows от германского Heilge — святой). Католический папа Григорий IV решил, что праздник будет начинаться 1 ноября. С тех пор и повелось. Правда, Мартин Лютер сделал так, что в протестантских странах стали праздновать вместо Дня всех святых День Реформации. Но после пения лютерова «Наш Господь — неколебимая крепость» всё равно зачитываются списки тех членов общины, кто умер в этом году. То есть поминовение есть и у протестантов. От страны к стране детали и характер праздника сильно меняются. Вон в Мексике, например, он совпадает с первым днем празднования Dia de los Muertos — Днем Мертвых, которое длится вовсе не один день.
Костюмированные игры в канун Дня всех святых — это не более чем колядки в канун Рождества. Те же походы по соседям, тот же сбор чего-нибудь вкусного в обмен на песни. Русские колядки нашего Севера — бесценное культурное наследие народа. А вы знаете, что с ними боролось не только государство, но и церковь, и поэтому, например, у белорусов и украинцев их сохранилось больше?
То есть, детки, если вы перестанете надевать маску Мерлина Мэнсона и думать, что это и есть Хэллоуин, а возьметесь петь дедовские колядки, то и тут вам объяснят, что это всё бесовские дрыганья и судороги. Как говорили, когда жгли скоморохов на костре. По сути, речь идет о прозелитизме. Об изоляционизме. О культурной узколобости и воспитываемой ею неприязни к любым проявлениям культуры. Если эта культура не связана со взносом в кассу. Как пишут в некоторых производственных зданиях, «свечи, купленные в другом месте, не работают с молитвой».
Ведь нам, последним выросшим в светском государстве, довольно понятна одна вещь: когда страна умеет праздновать не только «свои» (хотя один только пример колядок говорит о том что «свои» всегда можно объявить чужими) праздники, когда в ней говорят на сотнях языков и сосуществуют сотни культурных центров, то она великая страна. Оставьте сектантство маленьким и очень гордым — их гордость не позволит им построить космический корабль. Собирание, а не дезинтеграция. Хотя торговцам в храме этого понять не дано. Празднуйте, дети, празднуйте, помните своих Дзядов, пока вас не превратили в манекены.