В столичном «Олимпийском» перепели песни Виктора Цоя


Заключительный (смею надеяться) акт, приуроченный к 50-летию трагически погибшего лидера группы «Кино», выглядел в московском спорткомплексе «Олимпийский» миксом симфонического концерта, диджейского сета и рок-фестиваля, участники которого (за исключением ветеранов жанра) словно соревновались в способности проорать цоевские хиты максимально громко и где-то даже истерично.
Если от вокальных упражнений им все-таки удавалось перейти к сути, становилось интереснее — в первую очередь, немалой аудитории, начинавшей подпевать артистам. У таких мероприятий очевидный ритуальный оттенок, и народ тут не ждет экспериментов. Лучше, чтобы было узнаваемо, как на «дискотеке 80-х».
За торжественность и классичность действа отвечал симфонический оркестр «Глобалис», давно поднаторевший на сотрудничестве с российскими рок-музыкантами. «Глобалис» не раз работал и с экс-гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном, подключался к проектам «20 лет без «Кино», «Музыка «Кино» для оркестра», в общем, в данном случае был на своем месте.
Его экзерсисы поддерживались диджейскими усилиями Паши Корейца, микшировавшего цоевский голос с электронными сэмплами на фоне повторяющегося видеоряда из семейной фотохроники поминаемого юбиляра. Полтора же десятка известных и молодых отечественных групп поочередно играли на двух сценах свои каверы из репертуара «Кино», без концептуальности и лишних слов. При этом на редкость строго для российских реалий соблюдался регламент программы.
От Noize MC, открывшего вечер, до завершавшего его четыре часа спустя Вячеслава Бутусова с «Ю-Питером» все исполнители появлялись на сцене точно в заявленное время, успев провести саундчек в боевых условиях.
Большинство номеров концерта, правда, вновь вынуждали задуматься: а нужно ли сейчас столь активно «лопатить» цоевский материал? Кажется, с ним происходит то же, что с наследием Владимира Высоцкого. Его эксплуатируют как угодно, для чего угодно, полагая, что знаковое имя автора само по себе все спишет.
Кондовые ссылки на необходимость «популяризации и пропаганды» их творчества в новых поколениях — от лукавого. Вся дискография «Кино» издана и доступна в различных вариантах: от аналогового до цифрового. Тот, кто захочет ее для себя открыть, думается, обратится к первоисточнику. А новых смыслов и прочтений нынешние исполнители песен Цоя все равно пока не предлагают.
Из прозвучавшего в «Олимпийском» (не считая давно известного лучшего кавера «Видели ночь» от «Здоб Ши Здуб») выделялось, пожалуй, выступление стопроцентно рок-н-ролльной солистки группы Tracktor Bowling Лусинэ «Лу» Геворякян. Со своим проектом Louna она подала революционные темы «Дальше действовать будем мы» и «Мы ждем перемен», как актуальное цоевское эхо, услышанное сегодня.
И еще — пост-брит-поповые этюды начинающей питерской команды «Нас нет», недавно выигравшей конкурс молодых рок-коллективов «ЧеСтарс». Цоевский наказ «Мама, мы все тяжело больны» группа, ведомая вокалистом-клавишником Никитой Стерхом, теперь вполне может включить в свой концертный репертуар.