Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Две вещи несовместные

Писатель Виктор Топоров — о том, почему нельзя наказывать за оскорбление религиозных чувств
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Оскорбление религиозных чувств и осквернение святынь — две вещи несовместные, как гений и злодейство, по Пушкину. Меж тем предлагаемая и предполагаемая законодательная новелла — статья 243-прим — трактует их, что называется, в одном флаконе. И получается, естественно, гибрид ежа и ужа.

Что такое осквернение святынь, ясно всем. Я бы только постарался обойтись без излишнего пафоса. «Осквернение культовых и мемориальных сооружений, символов, предметов и атрибутов культа официально признанных в России религий» — такая постановка вопроса была бы куда корректнее. И, кстати, в существенной (и сущностной) мере «закрыла» бы и тему оскорбления религиозных чувств.

Свалил крест на кладбище — получай реальный срок. Намалевал свастику на синагоге — получай реальный срок. Но и, допустим, выйди на улицу в шортах, на которых изображен крест, или полумесяц, или звезда Давида, — все равно получай реальный срок. Но не потому, что ты оскорбил этим чувства верующих, а потому, что осквернил символ веры. Хоть чужой веры, хоть сдуру собственной — это как раз не имеет значения.

С оскорблением религиозных чувств дело обстоит прямо противоположным образом. И дело не в поликонфессиональности и веротерпимости, на которые многие кивают, хотя и в них тоже. И не в несовместимости религиозных обычаев и практик, — а ведь даже троеперстье оскорбляет религиозные чувства староверов. И не в субъективности (а значит, и заведомой неверифицируемости — и, как следствие, принципиальной недоказуемости) самого факта, самого — если говорить о правоприменительной практике — состава предполагаемого преступления.

Дело в том, что у нас отсутствует такая социальная группа, как верующие. Строго по Ильфу и Петрову: верующие есть, а социальной группы «верующие» нет. Вот, например, автомобилисты как социальная группа есть, а верующих нет. Автомобилистами мы называем владельцев и водителей соответствующих транспортных средств, у каждого из них имеется документ, удостоверяющий данную идентичность, — права на вождение. А что есть у верующих? Ни-че-го.

Напомню, что в Российской империи графа «вероисповедание» была внесена в паспорт (в советское время ее заменил пресловутый «пятый пункт», позднее отмененный — и, кстати, отмененный весьма непродуманно). И, соответственно, гипотетическое оскорбление религиозных чувств имело или могло иметь конкретного адресата. Но сегодня-то этого нет! Вера не государственное, а интимное дело. Оскорбление религиозных чувств (чувств, о которых тебя сейчас никто и нигде не спрашивает) — дело столь же интимное. Если оскорбили тебя и — в твоем лице — твою религию (никому нет дела до того, мусульманин ты, или буддист, или еще кто), реагируй на это именно как на личное оскорбление. В меру своего темперамента, физических и иных возможностей, но реагируй именно и только так.

Похоже, правда, что нынешняя законодательная разработка как раз и преследует цель профилактического предупреждения подобной индивидуальной (или групповой) реакции на предполагаемое оскорбление религиозных чувств. Как утверждает православный блогер Сергей Худиев, закон этот будет прежде всего защищать всевозможных кощунов и кощунниц (не говоря уж об актуальных художниках) от неизбежного в ином случае самосуда. Защищать именно тем, что сами кощуны под угрозой неизбежного уголовного преследования за свои художества теперь лишний раз задумаются.

Определенная логика (и определенная правота) в этом есть, правда, логика скалозубовская: «Пожар способствовал ей много к украшенью». Если в стране есть поклонники суда Линча, то пресекать — в том числе и превентивно пресекать — нужно именно их действия (в том числе и оперативным путем, с привлечением спецслужб), а не запугивать потенциальных жертв подобной расправы. Да ведь и (как справедливо замечает сам блогер) оскорблять религиозные чувства будут одни, а «вешать» за это примутся (если примутся) совсем других.

Правда момента заключается в том, что кампания травли РПЦ и ее предстоятеля, некоторое время назад развязанная горе-либералами, обострила и ответные чувства далеко не самого христианского свойства — и подставлять другую щеку, похоже, никто не собирается. Многие осознали свою дремлющую (а то и латентную) приверженность православию — и конкретно РПЦ — как жизненно важную величину. Пока на Церковь никто не покушался, миллионы и миллионы воспринимали ее как чисто церемониальный институт, где крестят, венчают и отпевают. А вот когда покусились... Последовала или вот-вот последует, как сказали бы граждане бандиты, «обратка».

Правда момента и в том, что с обеих сторон активны в первую очередь маргиналы. Ряженые девки и ряженые казаки, чтобы ограничиться одним примером. Но правда момента, увы, и в том, что ни либералы, ни Церковь не открещиваются от своих маргиналов (и своих экстремистов) — или как минимум не открещиваются от них с надлежащей решимостью и однозначностью. Ну, и правда момента в том, что и с той, и с другой стороны полно явных провокаторов — как это всегда и бывает во взбаламученном море.

И вот законопроект — наполовину разумный и необходимый (а также исполнимый), а на другую половину — лишь подливающий масла в огонь, допускающий самые произвольные толкования и не снабженный минимальной «защитой от дурака». Той самой «защитой от дурака», в отсутствие которой у нас — пусть и по другому закону — вместо наркоторговцев вдруг принялись сажать ветеринаров (и ведомство, ответственное за это безобразие, народ заслуженно переименовал в Госкомдурь).

За осквернение религиозных святынь нужно наказывать — и жестко, и даже жестоко. За оскорбление религиозных чувств нельзя наказывать вообще. Ну, а всё остальное — включая наказание за иные художества и за силовую «обратку» на эти художества — постатейно описано в действующем УК — и здесь ничего дополнительно изобретать не надо.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир