Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В центре Израиля при пожарах выгорело более 2 тыс. га лесов
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Общество
В Москве и Московской области стартовала акция «Бессмертный полк на транспорте»
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Новости компаний
«Сбер» открыл в Крыму офис в доме художника-мариниста
Политика
Пушков назвал сделку США и Украины шагом к полуколониальному статусу Киева
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Мир
Британку в возрасте 115 лет признали старейшей жительницей планеты
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Убийцы на дорогах

Политолог Кирилл Бенедиктов — о том, есть ли шанс искоренить пьянство за рулем
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Александру Максимову, убившему семерых человек на автобусной остановке на Минской улице, 30 лет. Максимальный срок, который грозит ему за убийство пятерых детей-инвалидов и двух их преподавателей — девять лет (ст. 264 УК РФ). И еще на три года его лишат прав.

Когда ему исполнится 42 года, он снова сядет за руль.

При мысли об этом становится не по себе.

Максимов уже признался, что пил два дня подряд, а потом поехал куда-то на своей Toyota. Представьте, что некто, не выходя из глубокого запоя, берет пистолет и идет на улицу расстреливать прохожих. В этом случае жертв почти наверняка будет меньше. Потому что стрелка, скорее всего, обезвредят прежде, чем он успеет собрать свою кровавую жатву.

Но остановить пьяное неадекватное существо, сидящее за рулем своего автомобиля, гораздо сложнее. Оно — это существо — отгорожено от внешнего мира. Оно управляет (во всяком случае, пытается) 2 т металла, которые на большой скорости превращаются в неудержимый снаряд. Этот снаряд представляет собой опасность более грозную, чем огнестрельное оружие. От пуль майора Евсюкова, устроившего самый громкий в истории России шутинг, погибли два человека. Максимов убил семерых.

А сколько таких максимовых мчатся по улицам наших городов в эту самую минуту?

По жестокой иронии судьбы, трагедия на Минской улице произошла сразу после рейда «Нетрезвый водитель», проведенного ГИБДД Москвы в ночь на 22 сентября. За эту ночь полицейские задержали 169 пьяных автомобилистов. Естественно, в ходе таких рейдов ловят не всех. В сети ГИБДД попадает в лучшем случае каждый третий (и это очень, очень оптимистичное предположение) пьяный автомобилист. То есть каждую ночь на улицы нашей столицы выезжает по меньшей мере четыреста потенциальных убийц.

Согласно сухим сводкам МВД, в прошлом году в 12 242 авариях с участием нетрезвых водителей погибли 2103 и ранены 17 900 человек. А за восемь месяцев 2012 года таких ДТП было уже 8308, число погибших — 1248, раненых — 12 226.

По сути дела, это война, ежедневно уносящая жизни наших сограждан. Потери в войне, которую ведут с нами пьяные водители, приближаются к потерям Российской армии в первой чеченской кампании (убиты 4103 российских военнослужащих, 19 794 ранены).

Но по-настоящему страшно становится от других цифр. По словам начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктора Нилова, в первом полугодии 2012 года было выявлено и привлечено к ответственности 464 тыс. водителей в состоянии опьянения либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования.

464 тыс. Почти полмиллиона.

А теперь представьте себе, что эти сотни тысяч — лишь часть той армии нетрезвых автомобилистов, которая оккупировала улицы наших городов. Некоторые не попадаются вообще, другие откупаются от «гайцов» и, таким образом, не портят статистику полицейских сводок.

Каждый опытный автомобилист знает «прейскурант» ГИБДД для пьяных водителей. Рискну предположить, что в отчетах фигурируют либо те, у кого нет возможности дать взятку, либо бедолаги, попавшиеся в конце отчетного периода, когда нужно кровь из носу выполнять план.

А это означает, что официальная статистика никакого представления об идущей на наших дорогах войне не дает.

Каждый из нас, законопослушных автомобилистов, может стать жертвой убийцы, севшего за руль пьяным. Впрочем, не застрахованы от этого и пешеходы. К сожалению, не застрахованы и наши дети — пару дней назад в Башкирии полицейские задержали водителя школьного автобуса, который развозил учеников по домам, будучи сильно нетрезв.

Проблема эта возникла не вчера. Но заметили ее почему-то только сейчас, после трагедии на Минской улице. Хочется верить, что сердца стремительно засуетившихся чиновников и депутатов тронула не близость аварии к дому Дмитрия Медведева, а гибель детей-инвалидов, возвращавшихся с творческого конкурса с призами и дипломами. Вот и «Единая Россия», еще недавно торпедировавшая внесенный ЛДПР законопроект об ужесточении ответственности за вождение в пьяном виде, теперь в срочном порядке придумывает все новые страшные кары на головы нетрезвых водителей — от увеличения штрафов до 100 тыс. рублей до пожизненного заключения. Досадно лишь, что делается это уже задним числом, в точности по старинной русской поговорке «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Впрочем, одним закручиванием гаек проблему не решить. Да, увеличение штрафов, сроков заключения и конфискация автомобилей заставят наиболее здравомыслящих водителей серьезно задуматься, прежде чем сесть за руль после бутылки пива или вчерашнего застолья. Но убийцами на дорогах чаще всего становятся не они, здравомыслящие, а наиболее отмороженные (или попросту тупые) индивидуумы, напрочь лишенные чувства ответственности. Этих не остановят никакие штрафы. И даже угроза пожизненного заключения, боюсь, их тоже не остановит — ведь пьяному и море по колено.

Банально, но задачу эту нужно решать комплексно. В соседней Белоруссии, например, дела с пьяными ДТП обстоят гораздо лучше, чем у нас — не в последнюю очередь благодаря низкой коррумпированности дорожной автоинспекции. Сказать, что белорусские гаишники вообще не берут взятки, было бы преувеличением, но продуманные механизмы контроля почти не дают пьяному водителю возможности откупиться. И все равно белорусы озабочены проблемой нетрезвых водителей, для борьбы с которыми предлагается использовать так называемые алкозамки — приборы, не позволяющие завести машину человеку, в дыхании которого присутствуют пары этанола. Практика оснащения машин алкозамками отлично зарекомендовала себя во многих европейских странах. Там это устройство ставится на автомобили водителей, которые хотя бы раз садились за руль под хмельком. А Максимова, как выяснилось, уже неоднократно лишали прав за вождение в нетрезвом виде.

Если бы на его Toyota стоял алкозамок, семь человек остались бы живы.

Впрочем, мы не Европа, и если завтра российских автомобилистов обяжут устанавливать в машинах алкозамки, «народные умельцы» наверняка придумают способ, как обойти хитрую буржуйскую электронику.

Эта война закончится еще не скоро.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир