Учимся управлять, играя


Проект организовали Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Бизнес-игра «Топаз» досконально имитирует рыночные условия. В чем суть этой игры? Каждая команда представляла собой группу менеджеров предприятия. Между участниками каждой команды были распределены роли руководителей всех бизнес-процессов компании.
В каждой команде был капитан, он же генеральный директор, остальные отвечали за маркетинг, производство, управление персоналом и финансы. Задача команды – максимально эффективно управлять компанией, анализировать отчеты за прошедшие периоды и разработать стратегию на ближайшее будущее.
В процессе игры участники, или, как их будет правильнее назвать, виртуальные менеджеры, составляли календарный план, проводили совещания, изучали рыночную среду. И главное – принимали управленческие решения. Всего в игре нужно было принять около 70 стратегических решений по таким аспектам, как логистика, ценовая политика, реклама, НИОКР, закупка сырья, производство, выплата дивидендов и так далее. По условиям состязания виртуальная компания находится в прямой конкуренции с другими фирмами, которые производят и продают аналогичные продукты. Рынок сбыта разделен на две зоны – российский и европейский рынки.
Вся информация, необходимая участникам игры была доступна в интернете, команды собирались в удобное для них время, сначала обсуждали принимаемые ими управленческие решения и вносили их в специальную форму, еженедельно отправляя на обработку, а уже дальше программа определяла: были они успешными и вели к увеличению стоимости акций компании или нет. Всего в игре было 4 периода – 4 виртуальных квартала управления компанией.
Блеснуть своими управленческими способностями добровольно вызвалось 270 сотрудников «Мечела» в составе 61 команды от 20 предприятий группы.
«Формально победителем стала виртуальная компания, чья акционерная стоимость – капитализация на фондовой бирже – по итогам игры оказалась самой высокой, – рассказывает Светлана Косякова, директор департамента оценки и развития персонала компании «Мечел», координатор проекта. – Но главным для участников чемпионата была возможность окунуться в мир управленческих решений, где за короткий срок можно попробовать себя в роли руководителя, понять, насколько слаженно твоя команда может обсуждать варианты решений и согласованно их принимать. Порадовало то, что у нас очень много оказалось людей, которым было интересно поучаствовать в этом общероссийском состязании».
Глазами участника
Татьяна Чижова, ведущий экономист сектора сбыта «Южного Кузбасса»:
– Приступая к участию в игре, сложно было предположить, насколько она захватит. На раскачку времени не было: необходимо было молниеносно вникнуть в условия и правила игры и так же быстро принимать первые решения. Без преувеличения скажу, что вжилась в игру: когда она была закончена, осталось чувство незавершенности, незаконченности планов, идей, новых решений. Игра мобилизовала нас, открыла нам друг друга с новой стороны, сплотила. В ходе принятия решений поневоле проникались еще большим уважением друг к другу, осознавая, насколько интересно и по-разному мыслит каждый из игроков команды: глобально, нестандартно, расчетливо, а в результате, несмотря на разный ход мыслей (а может, благодаря ему), очень легко и единогласно принимались решения.
Хоть это и игра, но чувство ответственности за принятие решений было далеко не игрушечным: каждое мое решение, одобренное игроками, – это то доверие, которое необходимо оправдать, от него зависит результат всей команды.
Вспоминается и «драматическое событие», которое случилось с нами в ходе игры. По условиям предусматривалась выплата дивидендов в определенные отчетные периоды. Решение об их выплате нашей командой было вынесено, но указано не в том отчете, в каком следовало, – случайно перепутали периоды! Эта досадная ошибка сильно повлияла на результат – цена акций хоть и выросла, но оказалась много ниже ожидаемой. И это в конце игры, когда накал борьбы достиг пика, было приложено столько усилий для прорыва в верхние строчки рейтинга, но времени, чтобы исправить положение уже не было! Несмотря на это досадное происшествие, мы остались довольны и процессом, и результатом – все молодцы, а наш случай лишний раз подтвердил, что мелочей не бывает, любая самая мелкая оплошность может в корне изменить ход событий. Все как в жизни, все справедливо!
Бизнес-симулятор: что это?
Чемпионат проходил на базе компьютерной программы Topaz Management Simulation – бизнес-симулятора, имитирующего процесс деятельности крупной компании в условиях конкурентной среды.
По замыслу организаторов он позволяет развить навыки стратегического мышления, анализа финансовой и управленческой отчетности, принятия решений в условиях конкуренции. Помогает организации работы в команде, а также развитию целостного видения работы компании и понимания принципов функционирования ее подразделений.
Чемпионат проходил с 22 июня по 22 июля 2012 года. В нем принимали участие около 3,5 тыс. человек со всей России. Зарегистрировались более 800 команд, где были и резервисты крупных промышленных и торговых организаций, и студенты крупнейших вузов страны.