Зачем университетам учиться?


Дефицит кадров становится одной из главных проблем развития нашей страны. Это одна из наиболее горячих тем на собраниях отраслевых ассоциаций и объединений работодателей. Как правило, камни летят в огород высшей школы. Традиционная претензия – российские вузы готовят слишком много юристов и экономистов, а, например, современных инженеров не хватает. Это подтверждает и статистика, но стоит задуматься о более фундаментальных причинах дисбаланса.
Действительно, есть ли смысл готовить кадры для экономики, если известно, что технологическое обновление происходит гораздо быстрее, чем обновление образовательных стандартов? Современные технологии меняются крайне быстро. Известно, например, что будущий инженер-конструктор авиационного двигателя, начавший учебу по существующим стандартам в 2012 году, будет нуждаться в переобучении уже в 2017 году, то есть сразу после выпуска из университета. Современные технологии меняются крайне быстро. В этом контексте тезис «вуз готовит кадры» перестает быть настолько очевидным.
Есть ряд альтернативных ответов на вопрос о функции университета. Например, часто утверждается, что классический университет – это исследовательский университет. То есть его основной функцией является не подготовка кадров для экономики, а научные исследования. Действительно, эта модель существует в мире уже более 200 лет, и большую часть ведущих мировых университетов можно отнести именно к университетам исследовательского типа.
Все большее количество экспертов указывает на то, что в настоящее время система образования стоит на пороге создания новой парадигмы университета, который должен работать с реальными проблемами и повесткой развития экономики и общества, предлагать соответствующие решения и проектные разработки. В рамках этого подхода студенты получают свое образование, не воспринимая поток информации от лектора, а включаясь в решение определенной практической задачи или проблемы. Частный случай – когда университет становится «локомотивом» развития региона, в котором находится, выполняет функцию интеллектуального и кадрового обеспечения масштабных проектов развития, реализуемых в регионе. Именно в этой логике происходило создание федеральных университетов в России с 2006 года.
Иными словами, подготовка специалистов для нужд отраслей необязательно является главной и единственной функцией университета. А это значит, что «кадровый вопрос» необходимо переформулировать. Важно не столько то, какие кадры готовит университет, сколько то, какие кадры работают в университете. От менеджмента университета сегодня зависит, какое место вуз займет в международном научно-образовательном пространстве и на какого уровня преподавателей, студентов и исследователей он сможет претендовать.
Если судить по международным рейтингам университетов, российские вузы нуждаются в серьезной трансформации. В опубликованном в сентябре рейтинге QS World University Rankings наших вузов нет даже в сотне. Это означает, что для восстановления утраченных позиций на международной арене руководителям российских вузов фактически предстоит перестроить собственные университеты в соответствии с вызовами времени и современными требованиями.
При этом народная мудрость «Один в поле не воин» точно описывает ситуацию: чтобы производить существенные изменения, нужна команда управленцев, говорящих на одном профессиональном языке и имеющих общее видение будущего. Опыт Московской школы управления СКОЛКОВО показывает, что подготовка управленческих команд, способных перестраивать существующие корпорации и выводить их на новую фазу развития, – задача решаемая.
В 2011 году бизнес-школа СКОЛКОВО совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом решились на эксперимент: запустили программу подготовки кадрового резерва «Арктический вектор: стратегия развития САФУ». Было принято решение обучать будущих руководителей университета – 50 человек, прошедших специальный отбор, – так же, как бизнес-школа обучает топ-менеджеров крупнейших российских корпораций.
«В основу программы была заложена проектная работа, – рассказывает Денис Конанчук, директор Центра образовательных разработок СКОЛКОВО. – Ставилась задача не только передать участникам лучшие мировые практики управления вузом, но и дать возможность учиться на конкретных проектах, стратегически важных для успеха и развития Северного (Арктического) федерального университета».
В течение 8 месяцев сотрудники университета не только осваивали новые подходы к управлению, общаясь с ведущими российскими и международными экспертами в области управления образованием, но и разрабатывали проекты развития САФУ. «В результате программы наши сотрудники разработали 7 проектов, которые мы начинаем реализовывать в университете, – рассказывает Елена Кудряшова, ректор САФУ. – Некоторые из разработанных проектов я уже сейчас готова показывать нашим партнерам. Но главное: благодаря программе удалось сформировать эффективную команду управленцев нового типа – проектных менеджеров. Выпускники программы должны определить контуры стратегии развития САФУ до 2015 года, конкретные пути и условия их выполнения».
Каждая из групп готовила проекты на различную тематику: формирование новых образовательных программ международного уровня, международная исследовательская платформа, управление карьерой студентов и создание Северодвинского кластера во взаимодействии с Объединенной судостроительной корпорацией.
В реалистичности разработанных планов развития САФУ уверен и Андрей Волков, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО: «Это не имитационные проекты, а реальная стратегическая повестка – например, реальное позиционирование университета. Как минимум – в образовательном пространстве России. А предпочтительнее в глобальном, среди северных университетов».
Залогом успешного результата стал новый подход в организации программы обучения. В частности, была минимизирована лекционная часть в пользу увеличения времени на коммуникацию с практикующими экспертами международного уровня. Были использованы лучшие практики и кейсы развития зарубежных университетов, работающих в аналогичных условиях, с привлечением руководителей ведущих арктических вузов из Норвегии и США.
«Фактически, образовательная программа превратилась в управленческую лабораторию, в которой одновременно несколько групп совместно прорабатывали образ будущего университета и набор реальных проектов, которые делают это будущее возможным, – подчеркивает Денис Конанчук. – Кроме того, участники имели возможность проверить свои идеи в прямой коммуникации с представителями Минобрнауки России, с губернатором Архангельской области Игорем Орловым». Немаловажным остается вопрос дальнейшей работы со сформировавшимся управленческим кадровым резервом. Людям, которые хотя бы временно, в учебном режиме, стали частью управленческой системы, нужны не далекие перспективы, а реальные работы и карьерные продвижения.
«Часть участников программы уже получили возможность реализации своих проектов, они стали заместителями проректоров, – рассказывает Елена Кудряшова. – Уверена, с помощью выпускников программы САФУ сможет стать интеллектуальным центром освоения Арктики». В бизнес-школе СКОЛКОВО также уверены, что программа формирования управленческого кадрового резерва для САФУ станет не единственным успешным опытом, а разработанный метод будет и дальше использоваться для подготовки управленческих команд для развития российского образования.