Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

«Гоголь — первый человек, который создал черный юмор в славянском мире»

Эмир Кустурица — о богатстве славянской культуры и проблемах русского и сербского менталитета
0
«Гоголь — первый человек, который создал черный юмор в славянском мире»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Давид Давашкин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Петербурге в рамках объединенного кинофорума открылся первый международный кинофестиваль. 14 фильмов производства Европы и Азии сражаются в четырех номинациях — «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» и «Лучшая актриса». Председателем жюри назначен Эмир Кустурица. Корреспондент «Известий» встретился с культовым сербским режиссером.

— Как вы стали председателем жюри?

— Очень просто. Создатели фестиваля обратились ко мне и рассказали о своих планах. И мне понравилось — в идеале проект должен стать синтетическим, совмещая сразу несколько искусств: музыку, театр и кино. Это хорошая работа на перспективу, сейчас только фестивали делают срез огромного и неоднородного кинематографического процесса. Современное кино страдает от крупных перемен: кинозалы атакуются интернетом и Голливудом, а фестивали становятся оазисами, пространством уединенного общения с чистым искусством. Я вообще думаю, что в будущем они станут единственным местом, где можно будет увидеть хорошие фильмы. 

— Помимо фестиваля, что у вас сейчас в работе?

— Я, как троцкист в искусстве, всегда в работе и всегда делаю несколько дел одновременно. Играю музыку, пишу книгу, сценарий, второй сценарий, готовлю три фильма и вот сейчас приехал в один из самых красивых городов мира.

— Вы не первый раз здесь. Есть ли любимые места?

— Бывая в Петербурге, обязательно захожу в Эрмитаж. Искусство имперской России меня восхищает. А когда еду по городу или гуляю, мне кажется, что за углом я встречу Достоевского, Пушкина, Гоголя, Маяковского — людей, который создавали мой мир с самого детства. 

— Чиновники обещают, что благодаря фестивалю Петербург станет одной из кинематографических столиц мира.

— У вас здесь такая грандиозная историческая сценография, что подобная идея не кажется невозможной. Петербург выглядит более европейским, чем многие европейские города. В свое время Петр I создал комплексную выжимку лучших образцов западной культуры. Этот дух никуда не делся, и, если через год фестиваль улучшится, расширится, у него есть все шансы стать заметным мировым событием.

— Вы часто критикуете Голливуд, но не кажется ли вам, что его влияние в последнее время ослабло?

— Голливуд до сих пор представляет огромную проблему для кинематографа. Это не прекрасный Голливуд 1950-1960-х, тогда он был столицей мирового идеализма. А потом он превратился в машину для обогащения, созданную маркетологами и бизнесменами. Искусство, которое он производит сейчас, не отвечает на главные вопросы о сегодняшнем мире и о месте человека во Вселенной. Голливуд делает фильмы абсолютно вне контекста повестки дня. Проще говоря, он делает г..., но страшнее всего, что это г... каким-то образом трансформируется в целую идеологию, и это уже опасно.

— Сурово. А новое русское кино смотрите? У нас его часто обвиняют в пессимизме. 

— Это оттого, что вы сильно впечатлились новым западным кинематографом. Западное молодое кино чернее ночи, а вы его бездумно копируете. Это грустно, потому что у вас есть великие предки: Антон Павлович Чехов — отец европейской экзистенциальной драмы, Николай Васильевич Гоголь — первый человек, который создал черный юмор в славянском мире, в наше время такой можно встретить, например, у Тарантино. Жаль, что вы не замечаете своих корней — у вас под ногами философский камень, вечный источник вдохновения для творческого движения. 

— На фестивале российский кинематограф представляет Алексей Балабанов. Вам нравятся его фильмы?

— Да, конечно. Это человек, который живет своими фильмами и который, кстати, показывает на собственном примере образец русского кино. Там есть все.

— Вы приехали со своим музыкальным коллективом The No Smoking Orchestra и уже успели сыграть концерт. Как публика?

— Очень хорошая, люди сказали, что мы потрясающе выступили. Это как раз и есть цель музыки и кинематографа — заставить зрителя пройти через катарсис и выйти счастливым. Если мир опасен и страшен, какой смысл показывать те же самые мучения и убийства в кино? 

— Это реализм.

— Это не реализм, а трансляция реальности, реакция на телевизионные реалити-шоу. Художник должен создавать образ лучшей жизни. 

— Вы работаете сразу над всем одновременно. Это привычка с детства? 

— Я не хотел быть ни рокером, ни кинематографистом, я вообще ничего не хотел и был очень проблемным ребенком. Потом мама отдала меня на эпизодическую роль в фильм про партизан, и с тех пор я заразился кино. Я понял, что это искусство может совмещать сразу очень многое, а когда на монтаже склеиваются три разных отрывка, возникает новая жизнь. И новый мир. 

— Как вы относитесь к технологии 3D?

— Плохо. Эта технология — эксплуатация зримого мира средствами кино, а также финальная стадия проникновения в человеческий мозг. Трехмерность — это не то, что существует, а то, что происходит у нас в головном мозге — понимаете? Мы мыслим трехмерно, а 3D-технология — это тотальный гипноз и абсолютный контроль мозга. Кроме того, во время просмотра зрители следят больше за спецэффектами, чем за содержанием, что опять же на руку голливудскому кинобизнесу.

— Давайте вернемся в Россию. Вы говорили, что протестная волна у нас вас пугает, вы боитесь повторения Октябрьской революции. Но люди как раз-таки боятся возвращения СССР.

—Это невозможно. Как можно вернуть СССР, когда у вас в стране капитализм, — эксплуатация сырьевых источников, жесткое разделение на очень бедных и очень богатых? Это стратегическая проблема, не политическая. Чтобы выйти из кризиса надо просто поменять правила игры — прежде всего, не копировать западную демократию. У вас другие ценности и культура совсем другая. Кроме того, нельзя поменять строй огромной страны за день, чтобы все утряслось, вам нужно еще лет сорок. Но ни в коем случае никакой революции, новую революцию Россия не переживет.

— Вы позитивно смотрите на будущее нашей страны.

— Вам тоже нужно быть позитивными, иначе в России снова настанет полная разруха. Меня пугает ваша готовность страдать за идею и справедливость — типично славянская черта. У сербов то же самое — пустая трата жизни на бесконечные изменения.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир