Опрос «Известий»


Светлана Никифорова, частный преподаватель английского языка:
– Мне кажется, нет. Что вообще подразумевается под понятием «непрерывное образование»? Человек не может учиться постоянно – это даже физически невозможно. Вообще, я считаю, что все зависит от самого человека, от того, какая это личность, какие у него в жизни приоритеты. В обучении не стоит следовать трендам, это не всегда хорошо, по-моему. Некоторым достаточно одного высшего образования, кто-то идет дальше в аспирантуру или вообще уезжает за дипломом за рубеж. А кто-то и с полным средним образованием чувствует себя прекрасно. Это же сугубо личные предпочтения. Другое дело, что порой без дополнительного образования практически нет шансов ступить на какую-то новую ступеньку в карьере или обществе. Что касается иностранного языка, то его приходится изучать всю жизнь. Чужой язык – это всегда сложность, и он очень быстро забывается, если не тренироваться. Да, какие-то базовые знания остаются, но вот двигаться дальше и познавать новые горизонты будет весьма непросто. Есть даже правило – заниматься изучением иностранного языка нужно каждый день не менее часа. А уж если вы учите его самостоятельно, то не менее двух часов в день. Хотите результатов – трудитесь.
Георгий Давтян, декан факультета экономики Академии труда и социальных отношений:
– Не уверен. Если речь идет о повышении квалификации, которую отдельные сотрудники обязаны проходить во многих организациях, – то тут да, это требование. Естественно, в экономической среде курсы повышения квалификации проводят намного чаще, чем в других отраслях. Все меняется очень быстро: отчетности, стандарты, нормативы, – сотрудники должны проходить дополнительные курсы, чтобы быть «в теме». Что касается дополнительного образования, в частности второго, то здесь все зависит больше от формальных признаков. Нужно смотреть, какое у человека первое образование, на что он претендует, зависит ли от этого его карьерный рост и так далее.
В последнее время хорошо идет магистратура – с принятием нового закона об образовании магистратура трактуется как второе высшее, при наличии пятилетнего специалитета, естественно. Многие люди устремились в магистратуру – это тренд, который уже четко обрисовывается. Честно говоря, я не уверен, что люди, которые работают на местах, занимают определенные должности и имеют опыт работы, сильно нуждаются в дополнительном образовании.
Сегодняшние реалии таковы, что само высшее образование в России не очень высокого уровня, и вообще год от года качество снижается – это, как ни печально, тоже своеобразный тренд. К примеру, наши студенты, заканчивающие бакалавриат, дальше едут обучаться за границу – в США, Великобританию, Германию. Люди стали активно выезжать и получать дополнительные знания за рубежом – это модно. Магистерские программы или MBA – тут каждый сам выбирает по потребностям.
Знаете, в чем разница между обучением в России и в США? Там, так как выше оплата труда, вузы имеют возможность приглашать к себе специалистов-практиков, которые могут на мастер-классах давать конкретный прикладной материал, что обеспечивает выпускнику более быструю адаптацию к действующему рынку. А у нас получается, что студенты после окончания вузов, придя на работу, вынуждены практически обучаться всему заново.
Зафер Устунер, генеральный директор компании «БЕКО»:
– Да, ведь в наше время, для того чтобы быть востребованным, любому специалисту необходимо постоянно развивать свои профессиональные и личностные навыки. Я сейчас сам изучаю русский язык. Так как у нас свой завод в России, который производит технику по новейшим технологиям, в компании существует большая необходимость в высококвалифицированном персонале, задействованном в различных областях бизнес-процесса.
Именно поэтому наша компания всегда уделяет большое внимание обучению. Все сотрудники с большим удовольствием посещают различные курсы повышения квалификации и тренинги. Например, для клиентского отдела и отдела продаж мы организуем коммуникационные тренинги, обучаем методикам, позволяющим избежать конфликтных ситуаций. Из нашего опыта могу сказать, что тренинги обязательно нужно проводить вне рабочего места сотрудника – так это позволяет ему лучше сосредоточиться на изучаемом материале.
Наталья Евтихиева, декан Международной школы бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ:
– Да. Кто вообще решил, что человек должен останавливаться в своем развитии? Даже если он необязательно идет в учебное заведение, то подавляющее число людей, занимающих активную жизненную позицию, постоянно занимаются самообразованием. Исследования показывают, что к 2020 году количество информации будет удваиваться каждые 72 часа. В такой ситуации «отстать по времени» означает, по сути, перестать быть эффективным и востребованным. Поэтому современная концепция «обучения в течение всей жизни» (Lifelong Learning) не просто модная тенденция, а условие выживания в быстро меняющейся среде. А «поколение next» вообще считает это образом жизни.
Алла Федоткина, руководитель департамента PR НОУ МФПУ «Синергия»:
– Непрерывное образование и самообразование – это не очередной модный тренд, а насущное требование современного рынка труда, причем не только российского. Французы, например, не устают повторять, что «образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно». Объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции совершенствуются, и, чтобы не выпасть из «обоймы», современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень.
В наше время требования, предъявляемые работодателями к специалистам, настолько высоки, что они могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения уровня квалификации сотрудника в процессе дополнительного образования, на основе качественной основной профессиональной подготовки.
Если вы юрист, то должны быть в курсе принятия всех новых законов и подзаконных актов. Экономисту или бухгалтеру необходимо следить за появлением обновленных форм отчетности. Преподавателям следует обучаться усовершенствованным актуальным методикам. Врачам – узнавать и изучать новые способы и усовершенствованные методы лечения, следить за новинками фармакологического рынка, рекламщикам и пиарщикам надо следить за появлением новых возможностей продвижения товаров или услуг. К какой сфере вы бы ни относились, невозможно быть высококлассным специалистом, если не продолжать учиться. Причем неважно – на очных программах, дистанционно или самостоятельно, при помощи специализированных изданий. Главное – результат.
При этом система непрерывного образования в России должна включать более эффективные образовательные структуры, образовательные программы и механизмы регулирования деятельности.
Борис Падалкин, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана по учебной работе:
– Да, сегодня нужно учиться всю жизнь. Развитие науки и технологий, процессы глобализации мировой экономики заставляют людей осваивать новые компетенции. Например, в области информационных технологий знания, полученные 15, 20 или 25 лет назад, устарели почти полностью. Происходящая в мире техники «цифровая революция» открывает новые возможности – но эти возможности открываются тем, кто постоянно учится.