Аварийный роуминг не будет бесплатным для абонентов


На этой неделе сотовые операторы должны представить в Роскомнадзор предварительные предложения по организации межсетевого роуминга для абонентов в случае аварии на «домашней» сети связи, где они обычно обслуживаются. Как выяснили «Известия», есть несколько основных вопросов, которые операторам нужно согласовать между собой до подписания соответствующего соглашения. Среди них ― критерии, на основании которых операторы должны принимать на обслуживание посторонних абонентов. Кроме того, необходимо решить, сколько будет платить абонент тому оператору, к которому он попал на аварийное обслуживание.
В начале текущего месяца Роскомнадзор выступил с инициативой выработать общие правила, на основании которых сотовые абоненты могут обслуживаться в сетях сторонних операторов — если у их собственного оператора случилась авария и они остались без связи. Сейчас такой возможности нет. Попасть в чужую сеть абонент может только в случае масштабных стихийных бедствий или катастроф, сопровождающихся обширными повреждениями сетей связи. Тогда все операторы согласованно открывают свои сети чужим абонентам, и те могут получать услуги связи в любой доступной сети.
В случае аварии у одного из операторов, до сих пор у абонентов не было возможности получить доступ в другую сеть, приходилось оставаться без связи, пока оператор не ликвидирует аварию. Роскомнадзор хочет ликвидировать этот пробел, по мнению ведомства, действующая нормативно-правовая база не препятствует этому. Первое совещание с операторами уже проведено, теперь они представят свои предварительные соображения. Окончательное обсуждение предполагаемого межоператорского соглашения планируется провести в сентябре, сказали «Известиям» в Роскомнадзоре.
До того как подписать соглашение, операторы должны согласовать общие подходы к нескольким техническим и финансовым вопросам. Один из них, как сообщил «Известиям» источник, знакомый с ходом обсуждения, — критерии, на основании которых должен включаться аварийный межсетевой роуминг. Другими словами, все операторы должны одинаково понимать, когда нужно начинать принимать чужих абонентов на обслуживание. У операторов есть общая точка зрения, что одним из критериев будет время, необходимое пострадавшему оператору для устранения аварии, говорит источник.
Позицию МТС передала «Известиям» представитель компании Валерия Кузьменко. По ее словам, решение о включении технического роуминга должно приниматься исходя из реальной необходимости, масштаба и расчетного времени устранения проблемы при отказе оборудования операторов.
В «МегаФоне» также считают, что межсетевой роуминг должен включаться, когда перерыв в предоставлении услуг больше некоторого значения, которое совместно определят все операторы. Кроме того, по мнению компании, следует учитывать и масштаб бедствия: все операторы должны начать обслуживание всех абонентов, если более чем 50% базовых станций всех операторов на определенной территории прекратили предоставление услуг. Во втором случае, понятно, речь идет о крупных стихийных бедствиях или катастрофах.
Также все операторы должны согласовать тарифы, по которым абонентов пострадавшего оператора будут обслуживать в гостевой сети. Уже понятно, что это обслуживание не станет бесплатным для абонентов.
В МТС говорят, что для межсетевого роуминга в случаях аварии в собственной сети нужно применять специальные тарифы. Формат тарифов для конечных пользователей можно будет определить после формирования критериев включения роуминга. МТС также обращает внимание, что мало просто договориться о межсетевом роуминге. Параллельно операторам нужно организовать кооперацию технических специалистов, объединение усилий аварийных бригад для восстановления сетей, предоставление альтернативных каналов передачи данных при обрывах линий связи, что особенно актуально в чрезвычайных ситуациях.
«МегаФон» считает, что при решении вопросов аварийного роуминга следует использовать опыт, полученный сотовыми операторами во время крупных стихийных бедствий, например, лесных пожаров 2010 года или наводнения в Крымске. В последнем случае один только «МегаФон» в период бедствия обслужил более 10 тыс. посторонних абонентов, сказал руководитель пресс-службы компании Дмитрий Смиркин. Аналогичные условия обслуживания целесообразно установить для межсетевого роуминга при аварии у одного из операторов. Стоимость для абонента услуг в принявшей его чужой сети не должна превышать 1 рубля за минуту. Это, кстати, намного ниже цены внутрироссийского роуминга в собственных сетях того же «МегаФона» (9 рублей за минуту). Тариф же внутрироссийского роуминга в сети чужого оператора у «МегаФона» и того выше ― 15 рублей в минуту.
Условия межсетевого роуминга во время аварий, по мнению «МегаФона», должны включать информирование о нахождении в роуминге с помощью SMS и возможность бесплатно вызывать экстренные службы. При этом все дополнительные платные услуги в роуминге предоставлять не нужно.
После выработки общей позиции по этим и другим вопросам операторы предполагают заключить соглашение об организации межсетевого роуминга на время аварий на сетях связи. Роскомнадзор готов выступить гарантом соблюдения условий соглашения.