Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 15 дронов ВСУ над тремя регионами России
Мир
Уиткофф сообщил об обсуждении США и РФ возможных договоренностей по Черному морю
Мир
Финляндия отказалась экспортировать яйца в США
Мир
Мантуров заявил об ожидаемом увеличении поставок сельхозпродукции из РФ в Катар
Мир
Латвия приостановила работу единственного КПП с Белоруссией
Мир
Пушилин сообщил о стабилизации ситуации на красноармейском направлении
Мир
Уиткофф отметил сокращение дистанции в переговорах РФ и США по Украине
Общество
Журналист «Известий» заявил о боязни МИД Израиля правды о неонацизме на Украине
Мир
Минфин США назвал операцию в Йемене началом «максимального давления» на Иран
Спорт
«Рейнджерс» обыграли «Коламбус» в матче регулярного чемпионата НХЛ
Армия
Ракета «Ангара-1.2» с военными спутниками стартовала с космодрома Плесецк
Мир
МИД Израиля ограничил работу журналисту «Известий» после вопроса о Бандере
Общество
СК возбудил дело о теракте по факту мародерства и убийства жителей Курской области
Политика
В МИД РФ заявили о поиске Макроном оправдания для участия в конфликте на Украине
Армия
Военные РФ рассказали об уничтожении техники ВСУ системами «Торнадо-С»
Мир
Богданов подчеркнул необходимость освобождения заложников в Газе
Мир
СМИ узнали о планах Запада отправить на Украину более 10 тыс. миротворцев

Не подвиг, а подлость

Политолог Авигдор Эскин — о том, надо ли реагировать на провокации
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

16 января 1990 года группа активистов движения «Память» устроила скандал в Центральном доме литераторов во время заседания там группы «Апрель», известной также по названию «Писатели за перестройку». В ходе словесной перепалки с присутствующими ворвавшиеся использовали ненормативную лексику, выкрикивали лозунги фашистского характера и даже выступили зачинщиками потасовки.

Творческая интеллигенция активно добивалась тогда предания суду провокаторов. В августе того же года одному из зачинщиков— Константину Смирнову-Осташвили — было предъявлено обвинение по статье 74 УК РСФСР («Нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии»). Важно подчеркнуть, что к самой потасовке Осташвили не имел отношения. Прокуратура выделила из всего комплекса хулиганства расистские выкрики и на их основании добилась осуждения Смирнова-Осташвили на два года исправительных работ в колонии усиленного режима. Правозащитные организации сочли приговор вполне адекватным. Либеральные круги также не увидели в приговоре удара по свободе слова. Все сошлись на том, что кара за хулиганство и оскорбления провокаторов из «Памяти» должна быть суровой.

Совсем иначе реагируют эти же круги на суд над тремя участницами панк-группы Pussy Riot. Уголовный процесс против них приравнивается к репрессиям, видные деятели культуры выступают в поддержку арестованных и говорят о творческой свободе, о затыкании ртов. А когда отмечаешь, что скандальный панк-молебен оскорблял чувства верующих, тебе возражают, что речь идет не об оправдании поступков участниц Pussy Riot, а о защите их прав.

Удивительно однако, что среди всех судебных процессов в России, сопровождающихся процедурными и прочими нарушениями, демократическая интеллигенция выбрала именно этот. Некоторые популярные российские издания недавно предали гласности дело директора Мошенского Дома культуры, учителя рисования Ильи Фарбера, признанного виновным в злоупотреблении служебными полномочиями. Мне пришлось слышать мнение по этому делу некоторых российских экспертов, и оно было единым в пользу обвиняемого. Но никто не подписывает петиций в поддержку Фарбера и никто не говорит, что суд над ним есть возврат к сталинизму.

Меня часто спрашивают, а что бы сделали в Израиле с участниками подобного «перформанса»? Я не могу припомнить аналогичный прецедент. Но, скажем, когда несколько лет назад уроженец Риги Хаим Перельман развернул израильский флаг на Храмовой Горе, он был немедленно арестован израильской полицией и обвинен в «непристойном поведении в общественном месте». Его судили и приговорили к штрафу. Чтобы не оскорблять чувств верующих мусульман.

Любые попытки еврейских активистов помолиться на Храмовой Горе и совершить какие-то иудейские обряды пресекаются полицией жестко и незамедлительно. А ведь участницы Pussy Riot совершили свой «панк-молебен» в месте, не менее значимом для православных прихожан, чем иерусалимские мечети — для арабов.

Мы сталкиваемся с попранием чести и достоинства людей в разных странах. Судебный произвол относится к особо болезненной для граждан форме издевательства над ними со стороны властей. В этих случаях принято смотреть с надеждой на адвокатов и правозащитников. Их роль может быть благородна, несомненно. Однако порой кажется, что правозащитники настолько погрязли в трясине двойных стандартов, что им давно бы поменять название и статус. Иногда хочется называть их «самозащитниками». Или лучше — «левозащитниками»?

Все это обсуждение не имеет никакого отношения к юридическому вопросу, правомочно ли задерживать до окончания судебных разбирательств обвиняемых по статье «Хулиганство». Мы также не коснулись дилеммы, обоснованно ли уголовное преследование в тех случаях, когда напрашивается широкое общественное порицание. И что делать власти, если хулиганов превращают в героев и в образец подражания для молодежи? Для начала следует усвоить, что покушение на святыни народа и оскорбление чувств прихожан — это не подвиг, а подлость.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир