Однажды Сид Вишес, ныне покойный басист Sex Pistols, записал собственную версию синатровского хита My Way. Он отлично извратил всю пафосную суть, которой пытался наполнить эту песню Фрэнк – мафиозная подстилка – Синатра. А заодно и снял клип, где он спускается по пафосной сцене перед господами и дамами в бриллиантах и в конце песни начинает расстреливать весь этот гадкий истеблишмент. При этом господа, еще не поверившие в реальность происходящего, продолжают аплодировать. И это правильно: на то и панк-звезды, чтобы объяснять миру фальшивость ценностей надутых деньгами индюков.
Я не знаю, успели ли поаплодировать зрители, пришедшие на премьеру «Черного рыцаря» в городе с революционным названием Аврора (штат Колорадо), когда мужик в противогазе начал стрелять прямо в зале по случайным людям, убив 14 человек. Но то, что люди совершенно точно не понимали, где кино, а где реальность, это стало понятно уже с первых показаний очевидцев.
То есть стрельба в зале боевыми патронами совпала со звуковым рядом фильма, в качестве которого трудно сомневаться. Как и в качестве звуковой системы кинотеатра. Кстати, в каком-нибудь «Ролане» жизнь со смертью перепутать сложно — я давеча ужаснулся качеству звука на картине Rock Of Ages, особенно после копенгагенского просмотра последнего Ридли Скотта. Но факт остается фактом: в искусство со всей своей бессмысленной ненавистью нагрянула сама жизнь. И счет — 14:0. Самое интересное, что стрелявший побеспокоился о своей безопасности — он себя любимого упаковал в бронежилетик. Это как тот шведско-исламский парнишка, который, взрывая автобус, вообще-то собирался унести ноги и не становиться никаким таким мучеником джихада. Люди, для которых жизни других людей — мусор, почему-то очень трепетно относятся к своему здоровью.
Я понимаю, что сейчас обязательно какой-нибудь наследник Юрия Жукова и Валентина С. Зорина ляпнет что-нибудь вроде «полная насилия продукция фабрики грез делает из людей обезумевших манекенов, которые стреляют по мирным гражданам», «фабрика грез стала фабрикой смерти» и так далее. Но тем, кто не умеет читать и не хочет, — хотя бы пару исследований по поводу взаимодействия насилия в произведениях искусства и насилия в реальной жизни — им простительно, еще немного реформы образования, и эти люди не смогут прочесть даже названия своего любимого порносайта. Потому что с 1960-х годов ни одному из университетов, которые работали над этой темой вполне академически, так и не удалось доказать эту связь.
При этом придется брать во внимание, что общая тональность голливудских (и окологолливудских ) фильмов вполне в рамках христианской морали: зло, как правило, наказано, и добро, как правило, победило. Особенно это касается саги про Бэтмена — комиксов и фильмов о том, как супергерой спасает людей от тотального Зла. Более того, критики сцен насилия в кино, как правило, люди малограмотные или просто лукавые и делают вид, что им неведомо греческое понятие katharsis. А ведь переживание трагедии, переживание страха, насилия и где-то даже смертельной угрозы в произведении искусства делает аудиторию гораздо менее агрессивной в жизни.
Ну и бог с ними, с выпускниками академии имени преподобного Чаплина, им хоть кол на голове теши. Над проблемой вспышек насилия в обществе бьются гораздо более серьезные институции. При этом можно что-то говорить про неблагополучные районы какого нибудь Детройта — там всё можно списать на несчастных, бедных и озлобленных. А Аврора, штат Колорадо, например, — город, где местная университетская поликлиника стала лучшим медицинским заведением страны. Город, где комитет по нефти и газу приглашает волонтеров для экспертизы выдачи разрешений на бурение с целью решения проблем между интересами компаний и городского сообщества. Здесь приличная библиотека, в центре искусств Fox идут спектакли, здесь есть гольф, который в Америке не считается уже давно привилегией богатых, здесь есть Lockheed Martin Corporation и собственная психушка. На 300 тыс. населения тут приходится 130 тыс. домовладений. Это всё вряд ли можно трактовать как «неблагополучный город».
С другой стороны, в атмосфере нового пропагандистского мифотворчества в рамках «как жутко жить в Америке» трудно даже предположить, что вообще-то люди привыкли жить в атмосфере безопасности и веры в то, что им на помощь обязательно придут полицейские. Именно поэтому студенты в колледже, которых расстрелял «корейский американец», дети в Колумбине, зрители в Авроре сразу-то и не понимали, что всё, что происходит, — на самом деле, что это не комикс, не съемки кино, не просмотр блокбастера, и вообще не понимали того, что виртуальные границы реальности взломаны. Может быть, это даже не криминальная проблема, а философская. За 2012 год это уже третий расстрел невинных граждан — Он Ле Го в университете Ойкос, Ян Ставицкий — в сиэттлском кафе, и вот теперь Джеймс Холмс в Авроре. Интересно, что скажет по этому поводу National Center for the Analysis of Violent Crime?