Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Патриарх Иерусалимский приветствовал доставку Благодатного огня в Россию
Спорт
Сергей Ковалев одержал победу над Артуром Манном и завершил карьеру
Общество
Путин включил Дмитрия Баканова в состав Военно-промышленной комиссии
Мир
СМИ узнали о разработанном США плане мониторинга прекращения огня
Мир
Состоятельные американцы начали выводить деньги в банки Швейцарии из-за пошлин
Мир
Politico сообщила о планах главы аппарата Пентагона покинуть свой пост
Мир
Правительство Великобритании сообщило о телефонном разговоре Стармера и Трампа
Мир
В США заявили о готовности признать Крым российским
Происшествия
Землетрясение магнитудой 6,3 произошло у берегов Камчатки
Спорт
РФС пожизненно дисквалифицировал Мерзлюка и Симбаева за договорной матч 2024 года
Мир
В Эквадоре в результате стрельбы на петушиных боях погибло 11 человек
Происшествия
В Липецке при попытке забраться на скалу погиб подросток
Общество
РФ денонсировала договор со странами Скандинавии о сотрудничестве в Баренцевом море
Мир
Вучич заявил о планах встретиться с Путиным 9 мая в Москве
Мир
Трамп опроверг «конкретное количество дней» для ясности в сделке по Украине
Мир
Великобритания представила США проект сделки о пошлинах
Спорт
Южноафриканский бегун смог побить рекорд Усэйна Болта

В РИТМе моря

Через 5 лет «Росатомфлот» введет в эксплуатацию ледокол нового типа
0
В РИТМе моря
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 2015 году, когда арктическое судно спустят на воду, оно станет крупнейшим ледоколом мира. Сегодня список ледовых гигантов возглавляет «50 лет Победы» (длина – около 160 м, ширина – 30 м). 37 млрд рублей – такова стоимость нового проекта, конструкторские работы в рамках которого начнутся в следующем году. А выйти на арктический маршрут пока еще безымянное судно должно уже в 2017 году.

На данный момент «дочка» «Росатома» – ФГУП «Атомфлот» – завершила составление документации по строительству судна, которое должно стать одним из трех ледоколов нового типа. Претворять проект в жизнь будут на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Ее представитель Алексей Кравченко сообщил «Известиям», что стоимость судна должна составить даже меньше заявленных 37 млрд рублей. «В эту сумму включены опытно-конструкторские работы, подготовка верфи и многое другое. В цене же судна основную долю составляет прежде всего реакторная установка РИТМ-200, а также различные ноу-хау. При переходе к строительству серии можно будет снизить стоимость ледоколов минимум на 25–30%», – разъяснил Кравченко.

Универсальный атомный ледокол нового поколения будет работать как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек – благодаря двухосадочной конструкции судна. Судно получит ледовый класс Icebreaker 9 – один из самых высоких. Это означает, что оно cможет выполнять ледокольные операции в арктических морях в зимне-весенний период при толщине льда до 4 метров и в летне-осенний – без ограничений. Двухосадочная конструкция позволяет ледоколу становиться тяжелым, набрав в балластные цистерны воду. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно уменьшает осадку на 2 м и может работать как «мелкосидящий» ледокол. Такие ледоколы смогут передвигаться непрерывным ходом в сплошном ледовом поле толщиной до 2,5 метра.

Но главная инновация в проекте нового ледокола, конечно же, упомянутая выше реакторная установка РИТМ-200. На Всероссийском профессиональном конкурсе «Элита судостроительной промышленности России» ее разработчики получили диплом «За лучший инновационный проект в судостроительной отрасли». Усовершенствованный реактор разработан в ОКБМ им. Африкантова «с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики». В состав реакторной установки РИТМ-200 входят два реактора, имеющие тепловую мощность 170 МВт каждый. Это больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах (140–150 МВт). В то же время реактор почти в два раза легче и компактнее, соответственно, дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне. Как следствие, он экономически эффективнее. Парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем. Получается, как пояснили специалисты ОКБМ, что все устройства реактора находятся в едином корпусе.

В настоящее время в составе флота действуют 6 ледоколов – «Ямал» (спущен на воду в 1993 году), «50 лет Победы» (2007), «Россия» (1985), «Таймыр» (1988), «Вайгач» (1990) и «Советский Союз» (1989), который одно время был в отстое, но в этом году ввиду растущего в Арктике грузопотока вновь вводится в строй.

Для полноценного функционирования Северного морского пути необходимо десять ледокольных судов, считают в «Росатоме», учитывая грандиозные прогнозы по увеличению проводки грузовых судов. Пока действующие ледоколы вполне обеспечивают необходимую интенсивность движения: в 2010 году грузопоток по Севморпути составил 2,7 млн тонн грузов. А это почти в 2,5 раза меньше, чем в 1985-м. В прошлом году – около 3 млн тонн, в этом – увеличится на 0,3 тонны за счет транзитных перевозок. А уже к 2015 году ледоколы будут заниматься проводкой судов, которые за год перевезут около 5 млн тонн грузов.

Всплеск грузоперевозок, по прогнозам Андрея Смирнова, заместителя генерального директора «Атомфлота», ожидается через три года, когда в Обской губе будет запущен завод по производству сжиженного природного газа. К 2020 году грузооборот (без учета транзита) достигнет 20 млн тонн. И как раз к этому времени, по мнению Николая Лаверова, вице-президента Российской академии наук, нынешний состав атомного ледокольного флота может стать недееспособным, если не заниматься обновлением судов. Поэтому и было принято решение о строительстве серии из трех ледоколов (постановление правительства подписано пока только по ледоколу-«пионеру»). Каждое судно рассчитано на 40 лет работы. Общий бюджет, выделенный на строительство всех трех ледоколов, в целом составит около 90 млрд рублей. Два других ледокола, как сообщил «Известиям» Смирнов, по текущим планам сойдут со стапелей с интервалом 1,5–2 года (в 2019 и 2021 году).

Набор команды на первый ледокол новой серии будет начинаться минимум за год до начала эксплуатации судна. По проекту численность команды не будет превышать 75 человек. «Вероятно, даже меньше, – добавляет Андрей Смирнов. – На ледоколах все больше автоматики. Что касается гражданства команды, это – россияне. У нас строгий допуск на атомный флот».

Кстати

В «Атомфлоте» на данный момент работают около 1300 человек. В 2011 году средняя заработная плата составила 64,5 тыс. рублей. Для сравнения: средняя заработная плата в транспортных предприятиях Мурманской области, где базируются ледоколы, – 37,3 тыс. рублей. Рост доходов работников «Атомфлота» – 26% по сравнению с 2010 годом, в транспортных предприятиях Мурманской области – 12%.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир