Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Патриарх Иерусалимский приветствовал доставку Благодатного огня в Россию
Спорт
Сергей Ковалев одержал победу над Артуром Манном и завершил карьеру
Общество
Путин включил Дмитрия Баканова в состав Военно-промышленной комиссии
Мир
СМИ узнали о разработанном США плане мониторинга прекращения огня
Мир
Состоятельные американцы начали выводить деньги в банки Швейцарии из-за пошлин
Мир
Politico сообщила о планах главы аппарата Пентагона покинуть свой пост
Мир
Правительство Великобритании сообщило о телефонном разговоре Стармера и Трампа
Мир
В США заявили о готовности признать Крым российским
Происшествия
Землетрясение магнитудой 6,3 произошло у берегов Камчатки
Спорт
РФС пожизненно дисквалифицировал Мерзлюка и Симбаева за договорной матч 2024 года
Мир
В Эквадоре в результате стрельбы на петушиных боях погибло 11 человек
Происшествия
В Липецке при попытке забраться на скалу погиб подросток
Общество
РФ денонсировала договор со странами Скандинавии о сотрудничестве в Баренцевом море
Мир
Вучич заявил о планах встретиться с Путиным 9 мая в Москве
Мир
Трамп опроверг «конкретное количество дней» для ясности в сделке по Украине
Мир
Великобритания представила США проект сделки о пошлинах
Спорт
Южноафриканский бегун смог побить рекорд Усэйна Болта

Тотальный контроль

Новый закон – надежда на улучшение ситуации с водным транспортом
0
Тотальный контроль
Фото: «Известия»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

10 июля Государственная дума РФ в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также о повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств). Как действие этого закона отразится на существующем режиме работы водного транспорта.

Водный транспорт в России, увы, всегда находился не в самом лучшем состоянии. Трагедия с теплоходом «Булгария», годовщину которой мы отмечаем в эти дни, лишь подтвердила, что проблем у наших речников хоть отбавляй. Законопроект, который был рассмотрен депутатами Госдумы, в какой-то мере является ответом на прошлогоднее резонансное кораблекрушение и, по мнению ряда экспертов, призван комплексно подойти к обеспечению повышения безопасности судоходства на внутренних водных путях.

«К сожалению, прошлый сезон навигации запомнится всем страшными трагедиями на водном транспорте, унесшими жизни десятков людей, – прокомментировал актуальность законопроекта Евгений Москвичев, председатель Комитета по транспорту ГД РФ. – Пассажирский теплоход «Булгария», ушедший под воду в Куйбышевском водохранилище и забравший с собой жизни 122 человек, катер «Ласточка», столкнувшийся с баржей и затонувший с 9 пассажирами на борту, и, наконец, буровая платформа «Кольская» – 17 погибших и 36 до сих пор считающихся пропавшими без вести». По мнению депутата, эти катастрофы стали катализатором обсуждения причин, приведших к гибели людей, а главное – выработки комплекса мер для недопущения подобных происшествий.

Законопроект предполагает целый ряд существенных изменений в правовой базе. В частности, в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ предлагается перераспределить функции между федеральными органами исполнительной власти – Ространснадзором и Росморречфлотом, создать администрации речных бассейнов на базе существующих государственных управлений, которые решено наделить функцией госнадзора. Вводится ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу физических и юридических лиц.

Кроме того, на внутренних водных путях устанавливается система государственного портового контроля. Теперь все суда будут проверяться капитаном бассейна внутренних водных путей и инспекцией. Досконально проверяться будет все: техническое состояние судна, его корпуса, конструкций, механизмов, а также соответствие квалификации и состава экипажа судна обязательным требованиям. К судну, не исполняющему обязательные требования, будут применяться меры административного характера вплоть до запрета дальнейшей эксплуатации.

«Ужесточение требований безопасности позволит вести активную борьбу с владельцами, закрывающими глаза на очень многие проблемы», – считает Петр Ермолаев, начальник Управления государственного морского и речного надзора. По его словам, наиболее распространенными нарушениями являются несоблюдение правил пожарной безопасности, отсутствие спасательных средств, нарушение правил эксплуатации судов. «Судовладельцы часто нарушают численность экипажа и пассажиров, количество которых порой превосходит разумные пределы, – сетует Ермолаев. – Также очень часто встречаются ошибки в сопроводительных документах, а порой и вовсе их отсутствие».

Примечательно, что с 1 апреля 2013 года будет введено страхование ответственности судовладельца за причинение вреда другим судам и инфраструктуре водного транспорта. Эксплуатация судна будет возможна только в том случае, если судовладелец застрахует свою ответственность за вред, причиненный имуществу физических или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный речной инфраструктуре. «Любые законы принимаются для того, чтобы работа становилась безопаснее и лучше, – убежден Дмитрий Киселев, проректор Московской государственной академии водного транспорта. – Водный транспорт в последнее время предмет повышенного внимания со стороны всех – и государства, и СМИ, и это в определенной степени хорошо». По его мнению, именно благодаря трагедии с «Булгарией» законодатели наконец-то обратили свой взор на проблемы и перспективы развития водного транспорта. К сожалению, жить и работать по излюбленному российскому принципу «пока гром не грянет» стало слишком опасно и бессмысленно.

Судовладельцы, застраховавшие свои риски, получают возможность ограничить свою ответственность по аналогии с международной конвенцией об ограничении ответственности по морским требованиям. Этому посвящена отдельная статья в Кодексе внутреннего водного транспорта, введенная новым законом. В целях повышения эффективности управления имуществом в речных портах поправками в Кодекс внутреннего водного транспорта предусмотрена возможность приватизации находящихся в государственной или муниципальной собственности портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в порту имущества.

Еще одно важное нововведение – создание института капитана речного бассейна. «Считаю, что подготовка профессиональных кадров, которые в экстремальных ситуациях способны будут принять быстрое, взвешенное и единственно верное решение, позволяющее избежать катастроф, – одна из важнейших государственных задач сегодня», – убежден Евгений Москвичев. Очень важно, что теперь в законе будут прописаны обязанности собственников затонувших судов. Так, к примеру, именно судовладелец должен будет обеспечить подъем затонувшего судна. «То, что законодательство совершенствуется, – это совершенно правильно и естественно, – размышляет Светлана Гончарова, заместитель гендиректора круизной компании «Мостурфлот». – Сама жизнь диктует нам изменения, поэтому и законы нужно адаптировать. Любая нормальная компания заинтересована в безопасности судовождения, и за безопасность судна все должны отвечать: и капитан, и инженеры, и механики – весь штат служащих теплохода и любого другого судна».

Такого же мнения придерживается Наталья Агре, президент общественной организации «Движение без опасности»: «Закон, естественно, направлен в первую очередь на безопасность водного движения, то есть внесенные поправки – они, безусловно, полезны: суда будут чаще и компетентнее проверяться. Что касается штрафов, то их увеличение просто необходимо, так как это наиболее эффективный способ предотвращения крушений».

Справка

За первые шесть месяцев 2012 года государственными транспортными инспекторами проведено 12 189 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых было проверено 509 судоходных компаний и осмотрено 10 375 судов.

В ходе инициированных проверок было выявлено 7897 нарушений, из них 291 нарушение при проверке юридических лиц и 1939 нарушений при осмотре судов. Результатами ревизий было приостановлено движение 798 судов, 1415 должностных лиц были привлечены к административной ответственности.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир