Мастер и Маргарита воссоединились в Михайловском


Свой юбилей классик российской музыки Сергей Слонимский празднует уже полгода. Но возвращение на концертную сцену оперы «Мастер и Маргарита» приберег ближе к дате: 80 лет композитору исполнится 10 августа. Сезон в это время, что называется, мертвый, поэтому главное событие юбилейного марафона случилось в июле.
Главное — потому что благодаря этой опере автор многочисленных симфоний и камерных сочинений носит гордое звание «первый». В выводе булгаковского романа за книжные рамки Сергей Михайлович опередил самого Юрия Петровича. Его опера была закончена в 1972-м, когда булгаковский роман еще ходил по стране в самиздате и оттисках с журнальной публикации, а до знаменитой любимовской премьеры в театре на Таганке оставалось пять лет.
Уже потом была симфоническая поэма Андрея Петрова и поставленный на эту музыку балет Бориса Эйфмана с до слез трогательным Валерием Михайловским в роли Мастера, длинная история с экранизацией Юрия Кары и бодрая телемуви Владимира Бортко, где Mаргариту сыграла следователь прокуратуры Швецова Марья Сергеевна, она же актриса Анна Ковальчук.
40 лет назад Слонимский показал первую часть оперы в концертном варианте, и, как нетрудно догадаться, ленинградский обком, вершивший композиторские судьбы, ее не одобрил. Полностью — опять же в концертной версии — произведение было исполнено в перестроечном 1989-м, добравшись до престижных БЗК и зала Чайковского.
С тех триумфальных показов в возобновленном «Мастере» остались несколько персонажей — Воланд (Вячеслав Почапский), Берлиоз (Вячеслав Войнаровский), Маргарита (Татьяна Моногарова) и мальчик из миманса. Первые два почти не изменились, а вот Маргарита сильно прибавила в вокальном мастерстве и женской стати, превратившись из порывистой девочки в уверенную даму. Что касается мальчика, то он стал модным дирижером Владимиром Юровским и возглавил данную постановку. Оркестр, хор, первоклассные солисты Михайловского театра и блистательный ветеран Сергей Лейферкус в роли Пилата дополнили картину.
Музыкальную общественность Петербурга, до отказа заполнившую зал, волновал, в общем-то, один вопрос: устарела ли опера за 23 года забвения? Как оказалось, и да, и нет. Нет — потому, что здесь есть находки, гарантирующие сочинению статус «осетрины первой свежести». Это, прежде всего, оригинальное вокально-инструментальное решение, наследующее принципы флорентийской камераты.
Оркестра, как такового, нет. Диалог с певицами ведет ансамбль равноправных солистов, и яркая интонация — бесспорный конек Слонимского — укрупняется, как в увеличительном стекле. Кроме того, использование тембров в качестве персонажей помогает избегнуть многих несуразиц, сильно напрягающих в кино- и театральных версиях.
Как, скажем, изобразить, кота Бегемота? Человек в кошачьем костюме — пошло. Натуральная особь — поди знай, как животное себя поведет. Компьютерный муляж (см. вышеупомянутый фильм Бортко) — смешно. У Слонимского же за кота мяучит и мурлычет флейта-пикколо, а зритель волен в меру своего воображения решать, как должен выглядеть этот персонаж.
То, что зрителя в этой опере не направляют, — безусловный плюс постановки. Аскетичная сценическая картинка с парой садовых скамеек и рабочим столом Мастера, плащ Пилата с кровавым подбоем, больничный халат Мастера — вот, собственно, и все иллюстрации к роману. Остальное — опять-таки во власти зрительского воображения.
Как ни прискорбно, именно эта глубина и многозначность выбивает «Мастера и Маргариту» из нынешнего мейнстрима. 40 лет назад публики, готовой слушать и слышать, было значительно больше. Сегодня неспешность повествования и проработка каждой детали, скорее, ущербность, чем достоинство. Так что время этой оперы либо ушло, либо еще не настало.
Впрочем, камерные залы на 100–200 мест «Мастер» будет собирать и сейчас. Если Михайловский театр в процессе реконструкции таковыми обзаведется, опера Сергея Слонимского может стать украшением афиши.