Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

ЕГЭ — тест на порядочность?

Общественный деятель Владимир Легойда — о том, почему вокруг единого госэкзамена так много скандалов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве начало июня теплом в этом году не порадовало, но для выпускников школ это пора жаркая при любой погоде. Наступило время сдачи Единого государственного экзамена.

И в СМИ нынче сообщения соответствующие: о 57 выпускниках, которые не получат аттестата зрелости из-за того, что выкладывали фрагменты тестов (так называемые контрольно-измерительные материалы) в интернет; о задумке с «глушилками» мобильной связи в местах сдачи экзамена; о «хитром ходе» Рособрнадзора, якобы выложившего в социальные сети заведомо поддельные материалы по ЕГЭ...

Очень много всего о технической стороне дела. И мало — о человеческом аспекте, а ведь он, смею утверждать, и является стержневым. Патриарх Кирилл еще в прошлом году в разгар около ЕГЭшных скандалов обозначил ЕГЭ как масштабную моральную проблему: «Удивительно, но большинство комментариев сводится к тому, что система ЕГЭ неправильная: не так вопросники оформлены, не так сформулированы, раздают их не в тех конвертах и не в то время... Я не исключаю того, что есть какие-то недочеты в технической стороне дела, но ведь общество сейчас потрясла не техника, а то, что происходит в результате сдачи единого экзамена, а именно массовый обман и коррупция».

Действительно, давайте вспомним, ради чего изначально вводился единый госэкзамен. Предполагалось, что оценка ответов на тест более беспристрастна (чем проверка тех же сочинений, к примеру) и потому исключит предвзятое отношение к вчерашним выпускникам школ — абитуриентам вузов. Но, увы, опыт показывает: полностью уйти от коррупции таким образом пока не удается. Когда абитуриент с высочайшими баллами по русскому языку впоследствии делает массу ошибок в курсовых работах, это наводит на вполне определенные мысли. Говорю об этом, основываясь на собственном преподавательском опыте.

Считается, что ЕГЭ открывает дорогу выпускникам из регионов, не имеющим возможности оплатить дорогу и проживание в мегаполисе на период поступления в вуз. Тут поспорить сложно: если выпускной экзамен автоматически засчитывается как вступительный, то это и вправду экономит для ученика, идеально сдавшего единый госэкзамен, нервы и средства. А если не сдаст?

Подумайте, какая ставка делается на Единый государственный! Он стал поистине судьбоносным. А стоило ли его таковым делать? Раньше, при наличии вступительных экзаменов в вузы, абитуриент, в силу разных причин провалившийся на каком-то испытании, мог попытать силы на поступлении в другой вуз. Даже расписания вступительных экзаменов в разных университетах и институтах составлялись с учетом такой возможности: в элитные — пораньше, в те, что «попроще», — позже, чтобы успели абитуриенты, уже «обжегшиеся» на самых престижных вузах и сделавшие более реалистичный выбор. Сейчас же два-три дня решают всё. Двери всех вузов либо раскрываются перед выпускником, либо захлопываются в один прием. Не набрал нужного количества баллов — второго шанса нет. И большие силы требуются от молодой души, чтобы пережить этот удар — зачастую первый столь тяжелый в юношеской жизни.

Стоит отметить, что Запад, на который мы пытаемся равняться в этом вопросе, к проведению подобных единых экзаменов относится иначе. В США, к примеру, аналогичный ЕГЭ тест SAT(Scholastic Aptitude Test) проводится семь (!) раз в году и не привязан к выпускным экзаменам в школе. Молодому человеку, у которого в день сдачи теста было неважное самочувствие, либо сдали нервы, либо не было возможности прийти по какой-то иной веской причине, не придется ждать год, чтобы затем вновь в один день решать свое будущее. Его могут сдавать обучающиеся на дому и иностранцы, а для людей с ограниченными возможностями он проводится в адаптированных условиях (специально оборудованных помещениях) и за больший промежуток времени.

Сдача SAT — услуга заведомо платная, но подъемная — около $50. Что, впрочем, может расцениваться как минимальная страховка от соблазна его в последний момент прогулять или сдавать многократно, на авось. Правда, у либерализма есть пределы: за списывание и прочие попытки словчить при сдаче экзамена — кара неизбежна. Итоги экзамена автоматически аннулируются, а тому, кто помогал абитуриенту жульничать, в особенности если услуга была платной, грозит уголовное преследование. Более того, в американском обществе активно ведутся разговоры о том, что неплохо бы сделать наказания за махинации с SAT еще суровее.

Вовсе не хочу предстать здесь пропагандистом американского опыта. Но разве нам не стоит замечать разумных вещей, которые прижились и работают в других странах? Не все американские вузы, к примеру, зачисляют студентов по результатам «механического» теста. И практически ни один не опирается исключительно на результаты SAT. Как правило, стандартной оценке базовых знаний сопутствует творческое эссе, рекомендации и школьные грамоты, опыт общественной работы (да-да, не удивляйтесь, есть и такой пункт, кажущийся сегодня возможным лишь в автобиографиях советских школьников), собеседование «по душам» — словом, всяческие способы, позволяющие получше узнать человека, который будет у вас учиться.

Почему же российские вузы должны быть лишены этой возможности? В конце концов, речь идет не об «учебной единице», а о человеке, с которым придется сотрудничать как минимум четыре года. Не просто сотрудничать, а создавать специалиста, человека не просто квалифицированного, но и нравственного вдобавок, поскольку только таким под силу поднять, украсить и сделать счастливой нашу страну.

Среди героев сказок Салтыкова-Щедрина есть снегирь, «с отроческих лет насвистанный». И почему-то вспоминается он, не слишком образованный, самоуверенный и незадачливый, частенько, когда заходит речь о современных проблемах образования. Да, можно «насвистать» детей на решение тестов (тем более, когда они требуют линейных, негибких ответов). Но при принятии человека в вуз хочется видеть не только «насвистанность» (хотя некая база знаний, безусловно, важна), но и мотивацию, и способность к самостоятельному мышлению. Задача школы — давать образование. А ведь это не только передача знаний и навыков, но и воспитание. Если забудем об этом, наш удел — заниматься не образованием, а дрессировкой.

Автор —председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир