Однажды у меня был начальник. Очень смешной. И был у него 600-й Mercedes бронированный. Эка невидаль. Да только кроме него таких машин в городе было по пальцам пересчитать. Нет, не Борис Абрамович. Давно это было.
И вот что-то мы с ним поехали куда-то на переговоры. Впереди — гаишники на своей машине, сзади охрана и низколетящий «мерин». Двери когда закрылись, я понял, что я в гробу, — никакой связи с внешним миром — ни тебе шума, ни тебе машин, ни тебе кочек и выбоин московских дорог образца начала 1990-х. И погнали. Никаких пробок и светофоров. Потрясающе. Ощущение всевластия и непринадлежности к местной территории. Абсолютная экстратерриториальность.
И подумалось тогда, что теперь точно эти дороги никто ремонтировать не будет. Потому что те, у кого есть деньги и власть, — им и так хорошо в бронированных гробах немецко-штутгартского пошива, а остальные могут ощутить себя достоевской тварью и пойти сдохнуть. С тех пор мой начальник давно живет в Париже, и никаких мигалок ему не нужно, — в отличном районе, пробок до шопинг-молла просто не бывает. Зато с тех пор мигалочная тема расцвела по полной. И до выборов именно она была главным оселком, который высекал искры между народом и властью.
С одной стороны, тот, кто привык ездить без правил и именовать свою автобанду «кортеж», тот настолько сильно сидит на этом наркотике, что не мыслит уже езды без мигалки. Ну действительно — не стоять же ему, как последнему офисному клерку, среди таких же, как и он, жертв автокредитования. Потрясающая спесь местного чиновничества, она же дошла до полной потери инстинкта самосохранения — машины с мигалками, которые, как потом окажется, везут пятнадцатую младшую жену какого-то закаспийского шейха в бутик, срочно оттирают людей, сгоняют из своего ряда, крякают, свистят и угрожают оружием.
Хорошо у Шойгу хватило ума сказать, что шофер его пустого лимузина, который через матюгальник угрожал применить оружие к водителю, ехавшему в своем ряду, уже уволен. Как там по правде обстоят дела, никто не знает, но все успокоились. Но почти каждый день авто с мигалками попадают в скандалы, ДТП, стычки.
Дорога — это не бульвар для милых хипстеров, тут другие люди. Совсем другие. И вообще-то вконец отупевшие от безнаказанности обладатели спецсигналов, спецномеров, спецудостоверений, спецбензина и спецмозгов привели ситуацию к тому, что их вот-вот бы начали выволакивать на проезжую часть, как фашистов из подбитого танка — крестьяне.
Поголовное обладание телефонами с камерами и частичное — видеорегистраторами дает возможность каждый раз приводить реальные доводы, когда облажавшиеся наглецы с крякалкой начинают врать, врать и еще раз врать. Потому что сегодня с развитием всех средств связи истину установить еще труднее, потому что сразу после какого-нибудь неприятного случая возникает облако дезинформации — и чем доступнее интернет, тем оно больше.
Последний пример с «кортежем» Нарышкина и скорой помощью вполне нагляден. Сначала возник шум, потом выяснилось, что скандалу уже почти восемь месяцев, потом стали сдуваться очевидцы. Ну, это, как обычно бывает, когда блоггеры в пафосе и гневе пишут — «больной скончался на пороге больницы», то это обычно фуфло. Но, с другой стороны, если бы не блоггеры, то кто бы вообще узнавал о множестве нарушений, которые наши чиновники на черных Audi оставляют за собой, как улитка мокрый след. При этом оставляя за собой право на нарушение закона, они требуют его выполнения для других участников движения.
Так, использование сирен, маячков и прочего прописано в ПДД. И все, кто сдавал сам, а не за деньги, вообще-то должны знать, что машину с проблесковым маячком ты можешь не пропускать, но с маячком и сиреной — обязательно. Хотя бы потому, что экстренные службы все имеют право на сирену и маяк — «скорая», пожарные, МЧС. И согласно ПДД, тебе придется пропустить этого обнаглевшего ездока на сияющей колеснице из Баварии.
Кстати, возвращаясь к истории со скорой помощью. И у гаишников тоже все прописано — все действия по пропусканию группы машин со спецсигналами (по одиночке только лохи ездят и дешевые клерки), и на самом деле один постовой в этой цепи ничего не решает — и слава богу. И вот что от него требовать? Чтобы он стоял по инструкции или по понятиям? Чтобы сделал вид, что не слышит криков врачей (кстати, достаточно было включить сирену — она громче), или пустил «скорую» практически под бронепоезд? Я бы не решился решать.
Проблема-то, она не в том гаишнике. Я же вижу, как на дороге могут не пропускать «скорую» (вовсе не полицейские — а обычные граждане) и как раболепно пропускают хама на черной машине. Я вижу, как на хвост «скорой» садятся особо ушлые умники и чувствуют себя д’Дртаньяном, пока вы все стоите в пробке. Это одно.
И основная, конечно, в том, что, когда ты летишь в прохладном и быстром, как бизнес-джет, автомобиле под прикрытием полицейских и охраны, то до исправления дел с пробками руки точно не дойдут.
Они чем-то недовольны, эти люди? Пробками, господин. Ну пускай купят себе штопор подороже!