Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Умножающий печаль

31 мая в прокат вышел «Прометей» — первый за 30 лет фантастический фильм Ридли Скотта
0
Умножающий печаль
Кадр из фильма «Прометей». Источник: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Франшиза о «Чужом» — эпоха в истории кинофантастики. Первая часть появилась в 1979 году и моментально стала вехой в жанре научной фантастики, а режиссер Ридли Скотт, для которого «Чужой» был всего лишь второй работой в кино, моментально стал звездой. «Чужие» появились на свет только семь лет спустя, а снимал их еще один подающий надежды — Джеймс Кэмерон, в его послужном списке до «Чужих» значились «Пиранья 3D» и «Терминатор».

В кэмероновском исполнении клаустрофобичный фантастический хоррор превратился в эталонный фантастический боевик. Во времена, когда продолжения заведомо считались хуже оригинала, это был грандиозный успех.

Третья часть появилась в 1992 году. По замыслу продюсеров, талантливый дебютант Дэвид Финчер (известный тогда исключительно своими клипами на песни Мадонны) должен был вернуть сериалу дух оригинальной версии Ридли Скотта и талантливо завершить трилогию, прикончив главную героиню, лейтенанта Рипли (на таком финале настаивала сама Сигурни Уивер). И хотя результат был не так уж плох, фильм провалился в прокате и сильно подмочил репутацию франшизы. После «Чужого» Финчер смог вернуться в кино только три года спустя, поставив «Семь».

Но финалом третья часть не стала. Продюсеры четко уловили веяния нового времени и пять лет спустя выпустили в прокат «Чужой. Воскрешение», первый сольный проект француза Жан-Пьера Жене, до этого снимавшего в паре с Марком Каро. Будущий создатель «Амели» подошел к вопросу воскрешения Рипли (ее клонировали) радикально, привив умирающей франшизе типично французскую комедийную составляющую.

В результате мутаций всего за 20 лет Чужой изменился до неузнаваемости, а версия Жан-Пьера Жене хотя и смотрелась свежо, не имела ровным счетом ничего общего с фильмом Скотта, кроме того, что и там и тут были космические корабли, роботы-андроиды, Сигурни Уивер и хвостатые инопланетяне. 

Но нет, это было только начало. «Фоксы», как будто бы приняли решение раз в пятилетку выпускать на сцену новую версию «Чужого». В начале нулевых среди фанатов пошли слухи, что Ридли Скотт на пару с Джеймсом Кэмерон собираются подарить космическому монстру новую жизнь.

Однако в компании решили пойти по пути популяризации и выжать из популярности творения Гигера все соки: в В 2003-м свет увидело чудо под названием «Чужой против Хищника». Уже без космических кораблей, андроидов и Сигурни Уивер. Мечтать об объединении двух влиятельных и успешных персонажей в одном фильме не смел даже самый смелый фанат sci-fi. 

Но смотреть на то, как Пол Андерсон измывается над легендарными героями эпохи VHS, оказалось невозможно без слез. Фанаты рыдали, но провалиться фильму в прокате все-таки не позволили.

Окончательно добили легендарного героя еще одни дебютанты, братья Штраус, соорудившие для студии второсортный боевичок вдогонку «Трансформерам» под громкой вывеской «Чужой против Хищника: Реквием». И это был уже полновесный провал.

После той истории стало понятно, что киносериал нуждается в полной перезагрузке. А чтобы она произошла, из памяти зрителя надо стереть три последних фильма. Так на горизонте возникли проект «Прометей» и Ридли Скотт. Объявив, что в «Прометее» они раскроют главную тайну Чужих, «Фоксы» превратили фильм в самый ожидаемый блокбастер года. Память у фанатов оказалось короткой — мифология Чужих снова работала.

Ключевой в истории раскрутки проекта «Прометей», конечно, было имя Ридли Скотта. Имя для жанра научной фантастики абсолютно культовое. Он — член клуба, в который Джорджу Лукасу путь заказан. Его ранние шедевры — «Чужой» и «Бегущий по лезвию» — до сих пор являются эталоном жанра, как и созданный для них футуристический дизайн. И если будущее наступит, оно будет похожим на «Бегущего по лезвию». Оно уже похоже.

Возвращение Скотта к жанру фантастики после 30-летнего перерыва фанаты сериала заранее восприняли как триумф — никаких скидок на то, что последний удачный фильм Ридли Скотт снял 10 лет назад, а в ноябре мастер отметит 75-летие.

Самое ценное в «Прометее» — изящество, с которым Ридли Скотт плюет на формат высокобюджетных картин. Блокбастер — это «Люди в черном» и «Мстители», а «Прометей» — это изысканный многомиллионный артстрим, вдохновленный кубриковской «Космической одиссеей 2001 года» и «Бегущим по лезвию». Жанр, обреченный на вымирание. А по сути — стильная, холодная и бесстрастная антология современной фантастики.

В одной из древних пещер обнаружены древние наскальные рисунки. На основе этой находки пара ученых делает вывод, что Землю когда-то посетили инопланетяне. Рисунки — это карта звездного неба, а весь смысл развития человеческой цивилизации состоял в том, чтобы понять это и отправится навстречу с праотцами.

Ученым удается доказать свою гипотезу старику-мультмиллиардеру Питеру Уэйланду, который организует экспедицию в другую Галактику, где предположительно обитают предки землян. Пять лет спустя космический корабль «Прометей» пребывает на планету, которая была колыбелью человеческой цивилизации.

«Прометей» завораживает и разочаровывает одновременно — антология лишь систематизирует, но не прибавляет к уже известному ничего нового. Онтологические вопросы распадаются на много маленьких «почему», каждое из которых по отдельности, в сущности, не имеет никакого особого смысла.

«Космическая одиссея», следуя законам современного зрелища, просто не может не превратиться в «Чужого». Кажется, Ридли Скотту такой переход дается не слишком легко — явление Чужого не доставляет его создателю ровно никакого удовольствия. Половозрелые дети все-таки должны жить самостоятельно.

"Прометей" застревает в межжанровом пространстве эдакой яркой, сложносочиненной безделицей. В сущности довольно глупой.

— Я страшно разочарован. Тут ничего нет, — констатирует перед смертью философский и эстетический тупик заваривший всю эту кашу старик Питер Уэйланд.

Вопросов всё равно гораздо больше, чем ответов. За дверью оказывается еще одна дверь. Умножающий знания умножает печаль. Если короче — иди и смотри.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир