Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнало о предложении Трампа выделить $1,01 трлн на нацбезопасность
Происшествия
Средства ПВО перехватили два украинских БПЛА над Брянской областью
Мир
Шольц призвал не торопиться с запретом партии «Альтернатива для Германии»
Мир
Принц Гарри проиграл суд по делу о госохране в Великобритании
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении восьми беспилотников ВСУ над РФ
Мир
Трамп предложил отменить выделение $3,5 млрд на переселение мигрантов
Мир
В ХАМАС заявили о готовности к пятилетнему перемирию с Израилем
Мир
В Чили произошло землетрясение магнитудой 6,4
Мир
Подозреваемую в покушении на экс-главу ячейки «Правого сектора» арестовали
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Общество
СК начал проверку после жалоб на истязание детей в саду в Челябинске
Мир
Трамп намерен лишить Гарвард статуса освобожденного от налогов
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
Рубио заявил об угрозе демократии в ФРГ из-за расширения слежки за оппозицией
Мир
В Генштабе Эстонии сообщили о начале военных учений 5 мая у границ с РФ
Мир
В Болгарии повредили памятник героям Великой Отечественной войны
Мир
В Германии заявили о неизбежной плате Европы за проигранный конфликт на Украине

Мониторинг лояльности

Журналист Леонид Злотин — о том, следует ли ждать конкретных результатов от нового правительства
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Обсуждение персонального состава правительства — дело увлекательное. Но проблема состоит в том, что неясной остается сфера компетенции вновь назначенных (с переназначенными вопрос понятнее) министров. И дело не только в официальном распределении полномочий и закреплении за ними и вице-премьерами курируемых направлений.

Ну не думаете же вы, что, например, Министерство природных ресурсов (при любом министре) будет контролировать и регулировать деятельность «Газпрома» или «Роснефти». Тем более, при назначенном председателем правления «Роснефти» Игоре Сечине, который, похоже, реальное кураторство отрасли не оставит. Или что новый, молодой и перспективный министр связи сможет контролировать и регулировать крупнейших игроков рынка сотовых операторов. Или, проще говоря, противостоять лоббистским возможностям стоящих за ними групп.

Экономика у нас не отраслевая, а корпоративистская, это не новость, и потому все главные решения принимаются не в ведомствах, а в специализированной организации, которую условно можно назвать «администрация руководителя» и которая может менять свое официальное название в зависимости от занимаемой руководителем официальной должности. И поскольку руководитель сегодня находится в Кремле, то и центр принятия важнейших решений перемещается туда. За правительством остаются, как обычно, текущая деятельность, ведомственные нормативы и инструкции и, хочется надеяться, ответственная и профессиональная работа экономического и социального блоков.

В любом случае от этого кабинета никто (ни сверху, ни снизу) не ожидает каких-либо серьезных прорывов и тем более реформ. Что избавит и нас, и его от каких-то глубоких разочарований. Появление новых министерств, включая и загадочное — по связям с Открытым правительством — вполне укладывается в законы Паркинсона и потому тоже инновационным прорывом не являются. Назначение министра по Дальнему Востоку  интересно в контексте идеи создания суперкорпорации по развитию региона, каковая находится в стадии согласования в ведомствах. Огромные деньги и беспрецедентные преференции, налоговые льготы и фактически юридическая экстерриториальность — не корпорация, а мечта. Не для населения региона, разумеется. Поскольку все волшебные преференции предназначены инвесторам. Понятно, что и корпорация, и министерство оказываются на одной поляне. Остается  понять, кому этот нелегкий груз раздела сверхбюджета в итоге достанется.

Министром культуры в новый кабинет назначен  историк. Интересная история теперь, видимо, произойдет не на Патриарших, как у классика, а сразу на всем культурном пространстве. Поскольку бюджетных денег назначение не прибавляет, то состояние музеев, культурных центров  и библиотек, в первую очередь в провинции, навряд ли изменится. Равно как и уровень культурной жизни и культуры в целом — он от министра никогда и не зависел. А с утверждением правильного (что гораздо важнее, чем объективного) взгляда на историю и до нового назначенца вполне справлялось центральное телевидение. В общем, повторимся: не ждите от нового кабинета каких-то серьезных положительных результатов — и не разочаруетесь.

Впрочем, в новой структуре органов исполнительной власти можно обнаружить вещи куда более серьезные.

Специальным указом президента  Росфинмониторинг — финансовая разведка страны — переподчинен лично главе государства. В обязанности структуры входит борьба с отмыванием незаконных доходов, координация работы всех заинтересованных ведомств по борьбе с их легализацией, сбор информации о контролируемых финансовых сделках. Ведомство, будучи формально не силовым, имеет право проводить любые необходимые проверки и приостанавливать проведение финансовых операций. Понятно, что личное подчинение главе государства — это очевидное усиление позиций ведомства в вертикали исполнительной власти. В прессе, со ссылкой на источник в Кремле, появились сообщения, что на базе Росфинмониторинга может быть создан антикоррупционный орган с широкими полномочиями, в том числе следящий за госзакупками, объем которых превышает 5 трлн рублей в год. Желая всяческих успехов в деле контроля за госзакупками, заметим все же, что системная коррупция не предполагает создания некоторых, скажем условно, офшорных зон — там, где «отпиливать» будет нельзя. Это нарушит всю систему. Но любое снижение объема разворованного есть несомненное благо. Так что любой результат деятельности в этом направлении стоит приветствовать.

Есть, правда, по поводу усиления финансовой разведки другое предположение. Прямое подчинение позволяет напрямую же получать в эксклюзивном порядке информацию о счетах, операциях и перемещениях капитала, касающуюся людей, которые составляют круг приближенных и близких к приближенным, а также сведения о состоянии и движении средств и активов, принадлежащих этому кругу прямых и аффилированных компаний. Такая информация дает существенные дополнительные гарантии лояльности. Что в несколько более тревожное и куда менее победительное, чем в последнее десятилетие, время никак не может считаться избыточной опцией. Одно дело — разносы, даже снятие с должности. Другое — перекрытие всех кранов поступления личных доходов, замораживание счетов. Тут уж точно не до оппозиционных взглядов.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир