Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские военные уничтожили бронетранспортер М113 и живую силу ВСУ в зоне СВО
Армия
В Индийском океане прошли военно-морские учения РФ и Республики Бангладеш
Армия
Бойцы группировки войск «Восток» эвакуировали мирных жителей из Константинополя
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали небольшой дождь с грозой в Москве 22 апреля
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Наука и техника
«Белый графит» поможет электрокарам ездить втрое дольше
Общество
В Госдуме предложили разработать новые критерии отключения отопления в домах
Общество
Спрос на монтажников в дорожной сфере увеличился на 135%
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Происшествия
В Приморье загорелись два склада со стройматериалами на площади 1 тыс. кв. м
Общество
Более 2 тыс. пользователей пожаловались на сбои в работе Telegram
Экономика
Счетная палата раскритиковала «Почту России» за задержку пенсий
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Происшествия
В Саранске сотрудники МЧС ликвидировали возгорание сухой травы на площади 4 га
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Экономика
Гаджеты в России подешевели на 10-20%

Во Франкфурте показывают необычного Мунка

Почти половину из 130 экспонатов выставки составляют фотографии
0
Во Франкфурте показывают необычного Мунка
Edvard Munch, Selbstportrait A la Marat, 1908-1909. The Munch Museum/The Munch Ellingsen Group/VG Bild-Kunst, Bonn 2011
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выставки Эдварда Мунка (1863–1944) обычно строятся по шаблону. Трудная жизнь художника — многолетняя депрессия, долгое лечение в клиниках, проблемы с алкоголем — с точки зрения кураторов, всегда отражалась в настроении его картин. 

Мрачные сюжеты, тягостный свет, все вроде бы талантливо, но как-то не слава богу. И даже если есть что радостное в трех девичьих фигурках на мосту (одно из самых известных полотен норвежца), то тут же примешивается и чувство тревоги. И краски как-то слишком бьют по глазам, и сочетание ярко-красных шляп и платьев с глубокой синевой воды как-то тревожно, и вообще — что может быть хорошего в этом мире?

Выставка во франкфуртском Ширн-Кунстхалле ломает стереотипы. Не то чтобы перед зрителем предстал совсем неизвестный художник, нет, это всё тот же Мунк — и в то же время совершенно другой.

Почти половину из 130 экспонатов выставки, подготовленной по материалам музея Мунка в Осло, а также собраний Токио, Бергена и Нью-Йорка, составляют фотографии.

Мунк увлекался фотографированием на протяжении десятилетий. Свой первый аппарат он купил еще в 1902 году, это был Kodak. Запечатлевал и места, где бывал, и собственные картины, делал многочисленные автопортреты.

Одновременно Мунк увлекся и кинематографом. Ходил смотреть Чаплина, давал собственные работы для развески в кинотеатрах (один из его друзей-коллекционеров владел сетью кинозалов), и себе купил камеру — это был Pathe-Baby. Исподтишка снимал родных, просил позировать друзей, позировал сам. На берегах Майна показывают четыре фильма Мунка — настоящее событие и для поклонников его творчества, и для любителей раннего кино.

Мунк и в собственной работе вовсю пользовался новыми медиатехнологиями своего времени. Во Франкфурте, например, показывают литографию, композиция которой повторяет один из сделанных им же снимков. А уж сколько он сделал автопортретов благодаря фотоаппарату!

Себя Мунк рисовал постоянно. После 1900 года он каждый год создавал по автопортрету, словно отсчитывая таким образом время. В итоге их количество превысило четыре десятка. Во Франкфурте собрали лишь небольшую их часть.

Другая тема выставки — «Мунк и лучи». В начале века увлечение лучами принимало самые разные формы. Здесь и тающий на глазах интерес к месмеризму, созданному в XVIII столетии учению о животном магнетизме, и вновь обретенная просвещенной частью общества вера в силу солнечных лучей, и повальное увлечение свежеоткрытыми рентгеновскими лучами.

В 1910-е годы Мунк тоже проходил исследования рентгеном и даже пытался лучиться рентгеновскими лучами. Интерес к структуре лучей заметен и в его картинах той поры, в том, как он изображает свет, как использует связанный с рентгеном эффект проницаемости. 

Хотя Мунка привыкли считать современников Гогена и Ван Гога, кураторы настаивают, что он — художник XX века. Не только потому, что три четверти его работ созданы уже в новом столетии, а умер он в один год с Мондрианом и Кандинским, создавшими принципиально новое искусство.

Мунк был современным человеком в полном смысле этого слова. Он читал иностранные газеты, слушал радио, выписывал массу журналов, интересовался социальными проблемами. «Рабочие на пути домой» 1913/1914 года и «Рабочий в снегу» станут откровением для многих. 

Среди его работ есть и картина, запечатлевшая пожар в соседнем доме, и гравюра со сценой паники в Осло, случившейся в день объявления мировой войны.

Мунк работал в это время над иллюстрациями к драме Ибсена «Претенденты на трон». В четвертом акте там есть похожая сцена паники в норвежской столице, атакуемой вражескими войсками.

При этом Мунк никогда не был политическим борцом. Рисуя рабочих, он оставался прежде всего живописцем, цвет и линия интересовали его больше всего. Но современность у него — в самой концепции художника, в отношении к репродукциям в эпоху, когда множится все и вся. В понимании того, что автобиография — важнейший элемент творческой жизни не только литератора.

Выставка открыта до 28 мая

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир