Озеро Чингисхана


Новые звезды Михайловского театра Наталья Осипова и Иван Васильев продолжили освоение местного репертуара (на их счету уже «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лауренсия») и выступили в «Лебедином озере», исполнив соответственно роли Одетты-Одиллии и Злого Гения. На роль принца Зигфрида руководство МТ пригласило премьера Американского театра балета Марсело Гомеса.
Бытует мнение, что «Лебединое озеро» при всей своей многолюдности — спектакль двух солистов: Одетты-Одиллии и Зигфрида. Балет Михайловского поставил данный тезис под сомнение. В этом «Лебедином» блистал Иван Васильев, утопивший в своей харизме и зал, и партнеров.
Злой гений в его исполнении превратился в подобие Чингисхана. Особых артистических усилий метаморфоза не потребовала. Монгольский грим до неузнаваемости преобразил лицо танцовщика, остальное — мощь, напор, бескомпромиссность — осталось при нем и отлично вписалось в роль.
Постановщик спектакля Михаил Мессерер подчеркнул природные достоинства дебютанта, насытив его партию могучими прыжками. Г-н Васильев зловеще парил над лебединой стаей, пугал бедную Одетту, воодушевлял шаловливую Одиллию, жестом полководца посылал в танец-бой испанскую свиту, сначала обаял, а затем обдал презрением Королеву-мать. Словом, разделял и властвовал. В финале ему все-таки пришлось бессильно упасть под ноги победителям, но это исключительно из уважения к сюжету. В честном бою васильевского злодея не одолеть.
Представители добра, к несчастью, смотрелись неубедительно и для этой постановки неорганично. Всё же в российских «Лебединых» существуют неписанные правила, своевольная отмена которых не идет на пользу спектаклю.
Одетте, например, желательно иметь рост выше среднего и длинные конечности — чтобы была возможность взмахом руки-крыла перекрыть сцену. Наташа Осипова при всей удивительной талантливости и технической оснащенности не из таких. Притом что Одетту-Одиллию она танцевала еще на выпускном концерте в МГАХ. Видимо, ее педагог Марина Леонова понимала: эту партию — мечту балерин — Наташе в Большом не дадут, не та физика, так пусть девочка утешится в школе.
К чести г-жи Осиповой, она сделала всё, чтобы ее Одетта не раздражала любителей прекрасного. Продумала ракурсы, чтобы зрительно вытянуть руки. Надела удлиненную пачку, скрывающую изъяны ног. Не стала играть в гордого лебедя, а изобразила трогательного воробушка — по-детски вытягивала шейку, удивленно приоткрывала ротик.
В другом контексте это, возможно, сработало бы, но не в михайловской постановке с ее рядами величественных лебедей. На этом фоне воробушек не смотрится, здесь нужна крупная птица. Да и в «черном акте», где дебютантка чувствовала себя намного увереннее, запланирована роковая обольстительница, а не задорная девчонка, изображенная г-жой Осиповой.
Зигфрид — Марсело Гомес — тоже выбивается из российских стандартов. Трижды прав Николай Цискаридзе, заявляющий, что принцами в белом трико должны быть избранные. В том смысле, что в балетном аристократе все должно быть прекрасно — и лицо, и ноги, и бедра.
Кстати, г-ну Цискаридзе замечательные ноги не помогли стать лучшим Зигфридом Большого театра — маэстро Григорович упорно передвигал жгучего брюнета в Злые Гении. А г-н Гомес при всей своей танцевальной умелости и стройностью ног не отличается, и обликом — вылитый латиноамериканский мачо. В современном репертуаре и характерных ролях он очень хорош, но рафинированный западноевропейский принц определенно не его чашка чая.
В общем, Михайловский подвела политкорректность, а Наталью Осипову и Марсело Гомеса — желание «выпрыгнуть» за границы своего амплуа. Все-таки классическое «Лебединое» — не то поле, где такие прыжки заканчиваются удачно.