Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнало о предложении Трампа выделить $1,01 трлн на нацбезопасность
Происшествия
Средства ПВО перехватили два украинских БПЛА над Брянской областью
Мир
Шольц призвал не торопиться с запретом партии «Альтернатива для Германии»
Мир
Принц Гарри проиграл суд по делу о госохране в Великобритании
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении восьми беспилотников ВСУ над РФ
Мир
Трамп предложил отменить выделение $3,5 млрд на переселение мигрантов
Мир
В ХАМАС заявили о готовности к пятилетнему перемирию с Израилем
Мир
В Чили произошло землетрясение магнитудой 6,4
Мир
Подозреваемую в покушении на экс-главу ячейки «Правого сектора» арестовали
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Общество
СК начал проверку после жалоб на истязание детей в саду в Челябинске
Мир
Трамп намерен лишить Гарвард статуса освобожденного от налогов
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
Рубио заявил об угрозе демократии в ФРГ из-за расширения слежки за оппозицией
Мир
В Генштабе Эстонии сообщили о начале военных учений 5 мая у границ с РФ
Мир
В Болгарии повредили памятник героям Великой Отечественной войны
Мир
В Германии заявили о неизбежной плате Европы за проигранный конфликт на Украине

Восточные сладости

Журналист Леонид Злотин — о том, кто заработает на развитии Сибири и Дальнего Востока
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новая редакция законопроекта «О развитии Сибири и Дальнего Востока», направленная на ведомственное согласование, частично дает ответ на вопрос, почему инициатором и, что называется, генподрядчиком здесь выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям. Потому, видимо, что речь идет в первую очередь о чрезвычайных льготах и полномочиях новой корпорации.

Подотчетность напрямую президенту, отчет только перед ним и Счетной палатой, полная свобода от вмешательства региональных и федеральных властей, и, наоборот, возможность вмешиваться в работу монополистов класса «Газпрома» и «Роснефти». Налоговые льготы, возможность пользования недрами и лесными ресурсами без проведения конкурсов, упрощенный механизм получения земли и согласования градостроительных процедур. Ну и на сладкое — право использования чужих земельных участков для размещения своих объектов. Набор преференций практически беспрецедентный в России. Почти треть российской территории, включая находящиеся в нераспределенном фонде крупнейшее золотоносное месторождение, а также железорудные, нефтяные и угольные.

Да, осваивать есть что. Притом что необходимость решения экономических, транспортных, инфраструктурных и острых демографических проблем этих огромных территорий сомнения не вызывает, нельзя сказать, что также не вызывает сомнения и всё остальное.

Как тут не вспомнить историю создания различных специальных зон и территорий с особыми льготами и условиями последних лет. Чудесная офшорная зона в Ингушетии и ее иные подражания, наукограды им. Г.О. Грефа, словно вышедшие из произведений братьев Стругацких и туда же вернувшиеся, не менее чудесный научно-риелторский проект «Сколково» — желающие могут вспомнить и дополнить список. Помимо простых, как правда, отмывочных зон остальные проекты, как правило, заканчивались либо совсем ничем, либо изменениями в списке «Форбс». Про специальную зону «Северный Кавказ» говорить можно, только подключив физиков — специалистов по черным дырам. Таким образом, накопленный опыт пока не дает оснований для избыточного оптимизма и в новом чрезвычайном проекте. Задачи новые, но администрирование всё то же.

Пока не очень понятны структура корпорации и то, по какому принципу (или признакам) объединяются составляющие ее элементы и подразделения. Это ведь не генерал-губернаторство, то есть единая территория с единым политическим, административным и экономическим управлением. Более того, деятельность корпорации вообще не подконтрольна никому в регионе, который вроде как требуется развивать. Не хотелось бы думать, что проект этот — большой магазин для распродажи земельных, лесных и иных природных ресурсов потенциальным инвесторам. Без решения (фактически, а не на бумаге) задачи создать постоянную и устойчивую группу производственных кластеров, обеспечивающих решение экономических, социальных и инфраструктурных проблем. Включая проблемы занятости, создания новых постоянных рабочих мест и привлечения трудовых ресурсов в регионы с критически низкой плотностью населения.

Задача в высшей степени важная и актуальная. Но вот практика создания и действия целевых корпораций в современной России, повторимся, пока удачных примеров не дает.

Что, в частности, нам известно, о серьезных прорывах корпорации «Роснано»? Помимо умения сообразительных сограждан привязывать модную тему к своему бизнесу? Добавление резиновой крошки в асфальт для улучшения характеристик сцепления поверхности — вещь полезная. Но на научный прорыв всё же как-то не тянущая.

Насчет создания новых рабочих мест — нет сомнения, что достаточное количество прекрасных мест в руководстве новой корпорации (как и во всех прочих корпорациях) создано будет и займут эти места достойные и проверенные люди. Неясно пока, как будут взаимодействовать руководители корпорации с региональными элитами — они независимы и располагают большими финансовыми и административными возможностями. В контексте российских реалий тут следует задаться вопросом: кто в этих схемах будет объектом коррумпирования, а кто субъектом. Но это, если серьезно, не самое важное.

Концессии и инвестиции — дело нужное и полезное. Вот только помимо чрезвычайных полномочий и возможностей было бы хорошо точно сформулировать стратегические задачи с серьезным анализом возможных вариантов развития событий.

Вероятно, что в результате реализации проекта Владивосток станет третьей столицей. Но вероятно также, что ситуация действия в регионе мощной неподконтрольной системы усилит сепаратизм местных элит. Ведь ущемление местных интересов практически неизбежно, а Сибирь и Дальний Восток исторически всегда к этому готовы. Тем более что при сохранении действующей системы управления все средства от деятельности корпорации будут уходить в центральный бюджет и только оттуда перераспределяться. Про иное распределение пока ничего не известно.

Да, вот еще интересный факт: в Китае еще в 2009 году создали  специальный фонд для скупки земель в России. Развитая экономика, располагающая возможностями для крупных инвестиций и практически неограниченными и достаточно скромными в потребностях трудовыми ресурсами. Так что следует внимательно подумать о законодательном обеспечении и механизмах реализации проектов. Исходя из точного понимания — для кого в результате будут развиваться территории Сибири и Дальнего Востока. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир