Киевский балет прославил советскую империю


Балетная труппа Национальной оперы Украины показала премьеру «Класс-концерта» — советского балета 1963 года выпуска. Напоминание о временах, когда для поездки из Москвы в Киев не надо было проходить паспортный контроль, привело зрительный зал в восторженно-возбужденное состояние. «Уж не помню, когда в последний раз такое было», — поделилась ощущениями заслуженная капельдинерша. Любопытно, что подобную реакцию вызвал спектакль о сугубо корпоративном, узкоспециальном процессе — балетном классе, который ежедневно делают танцовщики.
Знаменитый артист и педагог Асаф Мессерер поставил его для Большого театра, чтобы, написал он в своих мемуарах, «в театрализованной форме показать процесс обучения классическому танцу и одновременно создать картину длящегося творчества, труда во имя танца во всем его великолепии». Если точнее, мессереровский «Класс...» стал ответом на «Этюды» датчанина Харальда Ландера, привезенные в Москву балетом Парижской оперы в 1958-м, но ответом, как говорил президент Горбачев, асимметричным.
В обоих спектаклях логика построения комбинаций следует от простейших движений к сложнейшим. Но в отличие от «Этюдов», положенных на экзерсисы Карла Черни, «Класс-концерт» сделан на хорошую концертную музыку Шостаковича, Глазунова, Лядова. И в отличие от «Этюдов», где развитие танца показано как путешествие по балетным эпохам и стилям, «Класс-концерт» воспевает конкретный стиль— советский, героический — и конкретную эпоху начало 1960-х.
Удивительно, но спектакль о ремесле, в котором нет не только исторического, но и вообще никакого сюжета, выразил свое время ярче и полнее, чем масштабные идеологические полотна. В этой пластической картинке — широко распахнутые руки, устремленные ввысь арабески, мощные прыжки, стремительные вращения, оптимистические адажио — отразились и гагаринский прорыв, и гордость за свою страну, и теплота частной жизни, и незлой юмор. Словом, все, чем памятен шестидесятникам расцвет оттепели.
Много лет спустя, в 2007-м, племянник Асафа Михаил Мессерер вернул «Класс-концерт» в Большой театр. Труппа станцевала его мастеровито, но отстраненно. Чувствовалось, что класс остался, дух исчез. Киевляне, не дотянувшие до Москвы по классу, обнаружили тот самый дух. Выдали чисто советский кураж, энтузиазм первооткрывателей и азарт спортсменов. Заметно было, что политкорректное «танцевать лучше себя» этих ребят не устраивает, а вот танцевать лучше других, что, конечно же, предусматривает «Класс...», они хотят и могут.
Возглавил соревнование киевских танцовщиков новый арт-директор труппы Денис Матвиенко. 33-летний артист в ноябре 2011 года принял коллектив, где когда-то начинал танцевальную карьеру. «Класс...» — для него заявка не только художественная, но и программная. Озвучена претензия на возвращение статуса большой балетной труппы, каковой в советские времена были киевляне, прочно занимавшие третью позицию за Большим и Мариинским.
Что делается ныне в этих театрах, г-н Матвиенко знает не понаслышке — успел попремьерствовать в обоих. Вопрос: как разумно распорядиться этими знаниями и грамотно выстроить репертуарную политику? «Класс-концерт» для начала — хороший выбор.