Юрий Шевчук развернулся во весь экран


Полуторачасовой «слепок» с новой монументальной программы ДДТ, оформленный как документальное кино под названием «Небо под сердцем», с 5 апреля собираются показывать в российских кинотеатрах. Надо сказать, ход новаторский. Не припомню, выходил ли когда-нибудь ранее в прокат ретроспективный, по сути, фильм о событии еще не завершенном. Но вот прецедент создан.
Марафонский тур ДДТ с программой «Иначе» продолжается, причем в данный момент группа находится на самой оригинальной части маршрута: позади Лондон, впереди Хельсинки и Тампере (все билеты на концерт в финской столице давно проданы). А в Москве уже вспоминают «как все начиналось», когда 9 ноября прошлого года Шевчук со товарищи представили «пока сыроватую», по словам автора, программу в заполненном «Олимпийском».
Создавалась она два года, но из фильма режиссера-дебютанта Виктории Каськовой, ранее продюсировавшей несколько документальных проектов для международных каналов National Geographic, Discovery, BBC, этого не узнаешь. Предыстории этапной для ДДТ работы, равно как и мотивов времени, в которое она происходила, в «Небе под сердцем» нет. Тут, собственно, вообще никакого внепесенного содержания нет, кроме обрывочных эмоций и крупных планов лидера ДДТ на завершающем этапе подготовки премьерных концертов в Питере и Москве.
Зато в релизе к фильму есть несколько важных для его авторов уточнений (стилистику оригинала сохраняю): «На протяжении всего периода съемки у съемочной группы был эксклюзивный доступ к Юрию Шевчуку, доступ, в котором на протяжении последних двух лет было отказано десяткам других документалистов... В фильме нет закадрового дикторского текста и «говорящих голов», комментирующих происходящее. Мы видим и слышим только то, что происходило в данный момент времени в данном конкретном месте».
Хочется заметить, что последнее утверждение отлично подходит ко всему, что снимают на свои iPhone зрители любых концертов и затем выкладывают в интернет. А вот качественный закадровый текст, как и внятная режиссура фильма, — это всегда дополнительная непростая творческая задача.
«Небо под сердцем» снято, разумеется, не кустарно, но не более того. Концертный же звук в фильме такой, какого «наши кинотеатры еще не слышали». Но это опять-таки по версии создателей картины. Мне, например, показалось, что в «35 мм» лучше звучала гудящая толпа в «Олимпийском», нежели музыканты ДДТ и вокал Шевчука и Алены Романовой. Последняя, к слову, посетила презентацию, а вот Юрий, которого изначально ждали, «по уважительной причине» не приехал.
В чем польза фильма? Возможно, в некоей вспомогательной миссии. Те, кто не попадет на «живой» концерт «Иначе», посредством «Неба под сердцем» смогут получить о нем определенное представление. Те, кто все это видел и слышал в зале, так сказать, закрепят пройденное и вглядятся в детали.
Месседж Шевчука в новой программе достаточно многословен и контрастен. Его вполне уместно переосмысливать в разных формах — в кино, на дисках или читая «с листа». Из уловленных режиссером Каськовой (благодаря «эксклюзивному доступу») реплик Юрия Юлиановича вне сцены самыми выразительными показались две: «ни одна программа не давалась нам так трудно» и «приезжаешь в любой российский город и находишь там 99 аргументов, чтобы концерт не делать, а развернуться и уехать, и только один контраргумент, чтобы все-таки выступить...»
Тур «Иначе» продолжается. С 15 апреля опять по России: Чита, Улан-Удэ и далее — на запад. В конце весны ДДТ в двух вариантах сыграет свои сольники в столичном «Крокус Сити Холле». 23 мая — акустический, сравнительно тихий концерт, 25 мая — повтор «Иначе». «Небо под сердцем» ныне можно рассматривать как полнометражный промо-ролик к этим выступлениям.