Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ узнала о планах США взять земли вокруг ЗАЭС под свой контроль
Экономика
Минэкономразвития снизило прогноз курса доллара до 94,3 рублей
Мир
Трамп сообщил о просьбах мировых лидеров об отмене пошлин
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
В Госдуме хотят ограничить период сдачи экзамена по русскому языку для мигрантов
Мир
В Минпромторге анонсировали льготы для семей с детьми при оформлении автокредита
Мир
Россельхознадзор проверит производителей бананов в Эквадоре
Мир
В Колумбии заявили о сохранении контакта с РФ по ремонту Ми-17
Общество
Пациенты с болезнями кожи указали на проблемы с выдачей лекарств в ряде регионов
Мир
Bloomberg рассказал о возможной инсайдерской торговле со стороны бизнесменов США
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 21 апреля
Происшествия
ДТП с участием автомобиля и двоих детей на электросамокате произошло в Москве
Мир
Один человек погиб и 11 пострадали из-за поджога многоквартирного дома в Сеуле
Мир
Сальвадор предложил Венесуэле обмен мигрантов на политзаключенных
Мир
Папка с секретными документами Белого дома утекла в общий доступ из-за ошибки
Мир
СМИ сообщили о планах Великобритании нарастить производство оружия

Недисциплинированный генерал

Максим Соколов — о судьбе одного президентского поручения
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Что исполнительская дисциплина в правительствующих учреждениях новой России сильно не блещет, ни для кого новостью не является — чай, не сталинский тоталитаризм. Однако способ исполнения п. 2-б президентского поручения от 5 марта с. г. выглядит совсем дерзновенным. Сказанный пункт поручения был адресован АП РФ и гласил: «Представить предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного собрания. Ответственный: Иванов С.Б. Срок — 20 марта 2012 года».

20 марта вполне себе прошло, о подготовке ответственным генералом Ивановым предложений более ничего не слышно. То ли они были поданы келейно — хотя какая уж там может быть страшная тайна, не лучше ли публично продемонстрировать исполнительскую дисциплину, — то ли генерал просто предал поручение прямого начальника забвению  и благоумолчанию.

Такая недисциплинированность генерала, граничащая с прямым саботажем, может быть связана с общим принципом, который применительно к литераторам некогда сформулировал А.Т. Твардовский, указав, что писатели подразделяются на тех, кто читал «Капитанскую дочку», и тех, кто не читал. С заменой повести А.С. Пушкина на Основной Закон РФ, а писателей на политиков получаем формулу, которая идеально описывает данную ситуацию.

Энтузиазм по поводу Конституционного собрания выразили б. глава Совета Федерации С.М. Миронов и б. депутат Государственной думы К.Ф. Затулин. Миронов обрадовался президентскому поручению и призвал: «Нужно принимать закон о Конституционном собрании, готовить общефедеральный референдум, готовить поправки в Конституцию...  Необходимо пересмотреть полномочия (президента РФ. — М. С.) в пользу парламента». К.Ф. Затулин в своем воззвании, опубликованном рядом СМИ, подверг критике саму практику тандема, имеющую воспроизвестись и после инаугурации В.В. Путина, в связи с чем указал: «Звёздные часы в нашей истории связаны с именами тех, кто...  умел и царствовать, и управлять — в одном лице. Именно поэтому мы предлагаем, воспользовавшись инициативой подготовки Конституционного собрания, упразднить пост председателя правительства РФ и возложить на президента прямое руководство министрами — членами его администрации».

Можно как угодно относиться и к перераспределению полномочий между президентом и Федеральным Собранием в пользу последнего, и к отвержению нынешней французской модели «президент — премьер» с заменой ее на чисто американскую, когда глава государства есть также и глава исполнительной власти. Однако надо заметить, что для решения некоторых проблем вообще нет надобности менять Основной Закон. Например, почтенная/приниженная роль парламента в большой степени зависит от того, склонны парламентские палаты много о себе понимать или же они понимают о себе весьма мало (например, как верхняя палата ФС времен председательства в ней С.М. Миронова). Наличие политической воли никакой Конституцией не пропишешь.

Переход к американской модели действительно требует известных исправлений в тексте Основного Закона, однако эти исправления касаются глав 4, 5 и 6 («Президент РФ», «Федеральное Собрание», «Правительство РФ»). Каковые главы могут быть пересмотрены хоть сегодня голосованием палат и последующим утверждением субъектами федерации — никакого Конституционного собрания для того не надобно.

Другие же политики оказались иного мнения о насущности поручения. В.Л. Шейнис Конституцию РФ не только читал, но даже и писал, а уполномоченный по правам человека В.П. Лукин по роду службы обязан знать как минимум гл. 2 Основного Закона, трактующую права и свободы человека и гражданина. И писатель, и прилежный читатель задались очевидным вопросом: «Прежде чем принимать такого рода решение, надо спросить, для чего именно сейчас это создается? Это что, мы не довольны тем, как прописаны проблемы в 1-й, 2-й, 9-й главах Конституции? Именно на эту тему создается Конституционное собрание?». Ответа на тему, что не нравится в главах об основах конституционного строя, о правах и свободах и о способе внесения изменений в Основной Закон, так никто и не дождался.

Вероятно, глава АП РФ генерал Иванов по этому случаю прочел наряду с Основным Законом также и повесть «Маленький принц», в которой рассудительный монарх задается вопросом: «Если я прикажу  какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на  цветок, или сочинить трагедию, или  обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я?». Вследствие очевидности ответа генерал не стал ни порхать, ни сочинять, а просто предал дело благоумочанию.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир