Возвращение старой гвардии


Вениамин Смехов выступит в памятном месте
В Политехническом музее открывается новый Политеатр, основанный худруком московской «Практики» и пермской «Сцены Молот» Эдуардом Бояковым. В отличие от его предыдущих проектов, ориентированных на жесткую современную драматургию, в Политеатре, как обещают, будет меньше политики и нецензурщины, зато больше музыки и поэзии. Ведь расположился он в той самой знаменитой Большой аудитории Политеха, где в начале XX века выступали Есенин, Маяковский и Северянин, а в 1960-е годы читали стихи Вознесенский, Евтушенко и Ахмадулина.
Восстановить связь времен и обозначить преемственность поколений призван Вениамин Смехов. Знаменитый советский актер, с одной стороны, помнит полные залы на концертах поэтов-шестидесятников и сам выступал здесь вместе с Владимиром Высоцким, а с другой — живо интересуется современным театром и даже входит в состав жюри модного молодежного фестиваля «Текстура».
Как очевидец славного прошлого Политеха Смехов будет рассказывать о его истории в моноспектакле «Память места». И в то же время сыграет вместе с Алисой Хазановой в постановке Эдуарда Боякова по Владимиру Сорокину. В спектакле «Волны» режиссер объединил два рассказа своего любимого автора — «Черная лошадь с белым глазом» и собственно «Волны».
Действие первого происходит накануне войны: теплым июньским днем семья колхозников отдыхает на лугу, но идиллию нарушает тревожное видение — черная лошадь с белым глазом.
Второй рассказывает о гениальном физике-ядерщике и его жене: он изобретает смертоносные волны, она видит их в страшных снах. И простой плавленый сырок «Волна» способен вызвать у них самые разные ассоциации и воспоминания.
Заявленная тема спектакля — предчувствия и отголоски трагедии. Но надо ли говорить, что в текстах Сорокина важен не столько сюжет, сколько язык. А в интерпретации живого звучащего слова Вениамину Смехову нет равных.
«Волны» — 16, 17 марта, 20.00
«Память места» — 28 апреля, 20.00
Политехнический музей
Ольга Яковлева отпускает и остается
Центр современной драматургии и режиссуры имени Казанцева, который заметно оживился после прихода нового художественного руководителя Михаила Угарова, запускает новый проект: «Кумиры. Новый формат».
Его задача — завлечь в логово современной пьесы актеров старшего поколения. Первой ласточкой, рискнувшей на такой эксперимент, стала легендарная Ольга Яковлева, муза великого режиссера Анатолия Эфроса. Она сыграла в пьесе немецкоязычного автора Лукаса Бэрфуса «Путешествие Алисы в Швейцарию», поставленной молодой Викторией Звягиной.
Пьеса эта, сразу скажем, не из легких. Речь в ней идет о такой щекотливой проблеме, как эвтаназия. У героини Яковлевой есть неизлечимо больная дочь (ее играет одна из самых интересных актрис своего поколения Елена Морозова), которая хочет уйти из жизни. Для этого им нужно поехать в Швейцарию, где эвтаназия официально разрешена.
Но даже там судьба врача, помогающего людям покончить с земными страданиями, складывается нелегко — от него отшатываются коллеги и пациенты, ему запрещают выписывать рецепты, и в итоге он просто надевает жертвам пластиковые пакеты на голову. Еще труднее приходится героиням, которые должны принять самое главное в своей жизни решение. И еще непонятно, что страшнее — уйти или остаться, проститься или отпустить.
Пьеса Лукаса Бэрфуса, как почти вся немецкоязычная драматургия, грешит некоторым суховатым рационализмом. Но Ольга Яковлева из тех глубоких, нутряных актрис, которые способны «оборганичить» и наделить душевным теплом любую схему. Так что отвлеченная философия швейцарского автора в ЦДР превращается в живую и понятную человеческую историю про взаимоотношения матери и дочери.
13, 14 марта 19.00 / Сцена на Беговой
Лия Ахеджакова и Альберт Филозов верны идеалам юности
Актрису Лию Ахеджакову мы привыкли видеть в классических спектаклях «Современника» и фильмах Эльдара Рязанова. Но недавно она выступила в совершенно новой для себя ипостаси, сыграв в прогрессивном Театре Наций у питерского режиссера-авангардиста Андрея Могучего.
Свой сюрреалистический спектакль Circo Ambulante он поставил специально для Ахеджаковой — актрисы редкого темперамента и сильной гражданской позиции. Увидев ее гневные политические выступления в интернете, Могучий сразу вообразил хрупкую женщину в латах, Дон Кихота в юбке. Из этого образа и родился спектакль.
С книгой Сервантеса он не имеет ничего общего. Режиссер и его соавтор, художник театра АХЕ Максим Исаев, придумали фантастическую историю о затерянном острове, где правит жестокий обер-кондуктор и выйти с ним на бой решается только хрупкая Мария — работница местного мясокомбината.
Постановка Могучего, как всегда, избыточна и перегружена странными образами: тут и огромные доменные печи, вокруг которых бродят люди в противогазах, и арт-террористы в костюмах белых медведей, и реалити-шоу «Бой с акулами», и цирк в жерле вулкана, и много чего еще.
Но среди нагромождения трюков и засилья машинерии не теряется чистый и ясный голос Лии Ахеджаковой и ее партнера Альберта Филозова, которые по-прежнему верны идеалам юности и готовы идти на смерть во имя любви. И когда актриса ближе к финалу одевается в железные латы и бросает в зал свою революционную речь против тирании, сказочная антиутопия превращается в пугающе актуальную вещь, будто Ахеджакова только что вернулась с Болотной.
15, 16 марта 19.00 / Театр Наций