«Наш Дом актера возродится, ведь впереди опять застой»


Основанный на Тверской улице в «валентинов день» дьявольского 1937 года, московский Дом актера, получивший в «оттепель» 1956-го статус Центрального Дома актера, достиг 75-летия. По этому случаю устроили капустник, среди участников коего оказалось немало ровесников Дома и тех, кто старше него.
Гуляли в Театре им. Вахтангова, аккурат напротив нынешней арбатской обители ЦДА. Сюда, напомню, актерский клуб занесло после подозрительного разрушительного пожара, случившегося в феврале 1990 года в его историческом здании на Тверской.
Открытой продажи билетов на юбилей не было. Поэтому торжество «В гостях у сказки» с шампанским, телесъемкой и Пушкиным в роли конферансье смотрелось сугубо конфессиональной вечеринкой. Со стороны ждали, правда, одного кандидата в президенты. Ему, как вскоре выяснилось, прямо или косвенно адресовалась большая часть острот праздничного представления.
У ЦДА сейчас очередной переломный момент. После смерти Маргариты Эскиной, долго и душевно управлявшей Домом, перешедшим ей в «наследство» от отца, первого директора ЦДА Александра Эскина, с рулевыми у актерской обители возникли сложности.
Ветеран-«вахтанговец» Владимир Этуш, попытавшийся сыграть эту роль, недавно оставил директорское кресло с такой обидой, что не явился на юбилей ЦДА в родном театре. Теперь Домом актера, как ныне у нас заведено, правит лицедейский тандем: Игорь Золотовицкий–Александр Жигалкин. Они обещают модернизацию ЦДА и возрождение его духа.
Пока же новые руководители выступили модераторами юбилейного капустника и сами слегка похохмили. Но не их выступление стало гвоздем программы. Наиболее трогательными получились пролог с эпилогом и соло Сергея Юрского. А хитом вечера, пожалуй, оказался номер «женского батальона» под предводительством Марии Ароновой в образе Валерии Новодворской. Тут все смеялись наиболее громко.
Да, был еще весь вечер на манеже Геннадий Хазанов, читал что-то вроде басен в прозе. Осмелился даже на сатирические дерзости: «В одном театре давали премьеру. Так дали, что премьер потом три дня без грима не мог».
Куда конкретнее были два Андрея — Ургант и Максимков — с развернутым поэтическим диалогом о временах и ЦДА, завершившимся утверждением: «Наш Дом актера возродится, ведь впереди опять застой». По ходу сей «пьесы» артисты вспомнили, что чем беспросветнее было в стране, тем веселее и талантливее становилась театральная жизнь.
Гротеск, смешанный с неистребимой надеждой, изобразил и упомянутый «женский батальон», точнее квартет: «Новодворская»–«Собчак»–«Литвинова»–«Волочкова». «Доказать врагам пора — с кем культуры мастера», — рапортовали узнаваемые дамы и приходили к выводу, что «как дальше карта ляжет — весна покажет».
Морально, судя по их спичам, они уже подготовились к 12-летнему циклу терпения. На мотив исторического киношлягера из «Весны на Заречной улице» девушки посочувствовали сами себе и всем присутствующим: «Когда весна придет, не знаем, но верим, дуры, что придет».
Столь же самоироничными были в начале вечера выехавшие на вращающейся сцене из-за кулис аксакалы российского театра: Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Зельдин, Людмила Чурсина, Марк Захаров, Виктор Сергачев. «Поскольку еле-еле ходим, нас вывезли сюда на круге», — объяснил худрук Театра Сатиры, и он же потом дал отмашку: «Окончен номер. Можно увозить».
Сергей Юрский благородно и благодарно сказал об Александре Эскине и продолжил речь чтением раннего Бродского и восьмой «онегинской» главы. Ему, единственному, пришлось выйти на повторный поклон.
Такие же аплодисменты раздались еще дважды. Во-первых, когда вручали ордена «За выдающиеся профессиональные достижения» Юлии Борисовой, Людмиле Максаковой (она, «если б знала, поприличнее бы оделась») и Вере Васильевой, не успевшей к церемонии из-за столичных пробок. А во-вторых, когда под виолончель Борислава Струлева на большом экране, на манер отрывного календаря, стали «слетать» портреты друзей Дома актера, ушедших из жизни за последние пять лет. Янковский, Абдулов, Шварц, Вознесенский, Ахмадулина… Фотографий смеющейся Маргариты Эскиной было несколько.
На прощание хор грянул русскоязычный вариант знаковой американской баллады «Дом восходящего солнца», прославившейся в версии британской группы The Animals. Это был точный сценарный выбор.