Крис Ри изобразил «расстрел» москвичей


После смерти ирландца Гэри Мура у европейских почитателей рафинированного, прямолинейного, мелодичного блюза остался «светом в окошке», пожалуй, лишь англичанин Крис Ри. Могли, к слову, и его потерять. Не то чтобы совсем, но после операции по удалению поджелудочной железы автор незабвенной «Дороги в Ад» подумывал о завершении карьеры. Концертную деятельность он тогда вполне объяснимо на время свернул.
К счастью, Крис постепенно оклемался и принялся за блюзовое строительство с прежней последовательностью. Его музыка звучит чисто и правильно, инструментальные соло годятся для самоучителей по игре на электрогитаре, бэнд, годами исполняющий мало ротирующийся репертуар, образцово сыгран, и каждый музыкант четко знает свое место и роль на сцене. Так было и в «Крокусе». Звук у Ри получился идеальным и для партера, и балконной галерки. Даже в этом, добротном по акустическим параметрам зале, сие удается далеко не каждому исполнителю.
Короче, всё у Ри есть (и моментально узнаваемый, импонирующий вокальный тембр, в том числе), кроме, как ни странно, подлинного профессионального признания. Определенная бесстрастность, вторичность идей и рано обозначившаяся «попсовость» его лучших композиций, сделали Ри не изгоем, конечно, но не слишком авторитетной фигурой в блюзменской среде.
Зато, как говорится, народ его любит. Россияне таки очень. Он навещает нас постоянно и, что примечательно, всегда в феврале. В самый, то есть, мороз. И спрос на Ри от этого не снижается. Нынче в «Крокусе», как в прежние годы в ГЦКЗ «Россия» в Лужниках или Кремлевском дворце, многотысячный зал на сольнике британца заполнился.
Для очередного евровояжа Крис нашел дельную причину: осенью 2011-го он записал вполне себе милый альбом Santo Spirito Blues и теперь представляет его на концертах. Хотя это громко сказано. Из нового диска Ри пока регулярно исполняет только композицию The Last Open Road. С нее он начал и в Москве. Начал, замечу, на час с лишним (!) позже объявленного времени. Рекордик, однако.
Сомневаюсь, что большая часть собравшейся публики вообще что-то слышала о Santo Spirito Blues. Не затем пришли. Это прекрасно понимает и Ри. Поэтому все, что он исполнял в дальнейшем, вполне упаковалось бы в очередной сборник The Best of Chris Rea, датированный последним десятилетием минувшего века. Весь свой популярный материал Крис сочинил еще до наступления миллениума. Им и торгует.
Оживилась аудитория уже на Josephine, стоявшей в сет-листе под четвертым порядковым номером. Здесь хотелось пошутить: будь отечественные музыканты «конвертируемыми» в Европе, «наш Ри» получился бы, возможно, из Владимира Кузьмина. Впрочем, переслушивая по долгу службы избранное Криса, можно перечислить разные забавные ассоциации.
На фоне хамелеоновых гитарных абрисов, свисавших с потолка, и эпизодических видеоинсталляций Ри вспомнил темы Julia и Looking for the Summer, продемонстрировал специфическую пластику в стиле Юрия Шевчука под EasyRider и добавил энергетики в относительно свежей (на фоне давних хитов) теме Come So Far, Yet Still So Far To Go. Далее он принял одну из своих многочисленных гитар за винтовку, направил ее гриф на партер и произвел несколько «выстрелов».
Таким образом, Крис подготовил зрителей к знаковому боевику Road To Hell с магическим вступлением и скрещением лучей многочисленных алых сценических прожекторов. Свет в концертах Ри вообще всегда значим, ибо прочие элементы шоу отсутствуют.
«Бис» открылся актуальной в московские холода темой On the Beach, после чего для плавно покидавшей свои кресла публики Крис сыграл еще несколько красивых гитарных соло, стоя в центре сцены в сонме уже белых софитов. Завтра он споет в Ростове-на-Дону.