Семь сэнсэев японской фотографии


25 января в Галерее классической фотографии на Саввинской набережной открылась выставка «Корона Земли», в которой представлены работы семи ведущих молодых фотографов. «Многообещающие молодые» (в такой номинации они победили в конкурсе Общества фотографов Японии) — это поколение 40-летних мастеров, которые уже по 15–20 лет профессионально занимаются фотографией и неоднократно отмечались призами международных конкурсов.
Для выставки «Корона Земли» от каждого автора выбрали по девять работ. Однако поровну — это не всегда равноценно, и не все циклы в итоге выглядят законченными.
Полновесно на выставке представлена серия Кена Китано «Наши лица». Он снимает портреты буддийских монахов, рыбаков, женщин в парандже — 20, 40, 80 человек в похожей одежде и позе, — а потом накладывает лица друг на друга. Получается «мегапортрет» целой общности: 23 женщины дали лицо одной, 78 рыбаков смотрят парой глаз, десятки человек запускают по реке горящие фонарики.
Не менее цельно смотрится цикл «Токио — зона сумерек» Синтаро Сато. В короткое мгновение между закатом солнца и наступлением темноты он фотографирует спальные районы, лабиринты улочек, где даже японец потеряется без навигатора, море огней ночного города. На снимках с длинной выдержкой люди исчезают, от машин остаются трассеры горящих фар (кстати, автомобилей в жилых кварталах меньше, чем велосипедов), и в этом мистическом пространстве не так легко узнать японскую столицу.
Ясухиро Огава путешествовал с камерой вдоль реки Янцзы в Китае, фиксируя создание «Плотины трех ущелий»: огромное количество людей были насильственно выселены с привычных мест да еще и обязаны собственноручно разрушить свои дома; затапливались природные пространства, образно выражаясь — тонули культурные ориентиры. Получилось китайское «Прощание с Матерой» в японском исполнении. На лицах людей, сфотографированных Ясухиро Огавой, — поиск выхода из ситуации хаоса, преодоление собственной слабости вопреки превратностям судьбы.
Тема творчества Такаюки Маэкавы, наверное, наименее специфически японская: он снимает природу, преимущественно диких животных в Канаде, на Аляске и в Японии. Он наблюдает за движениями зверя, подтверждающими осмысленность его действий, и приходит к выводу, что мы, в общем-то, не отличаемся друг от друга и должны жить бок о бок. Белая медведица нянчится с двумя детенышами; хищная птица осеняет фотографа крыльями; бурый медведь рыбачит в водопаде. Животные на снимках Маэкавы иногда улыбаются, словно оценивая усилия фотографа; в глазах медведя с рыбой в зубах вместо эйфории успеха — элегическая грусть.
Кажется, что девяти кадров мало для представления цикла «Заполярье» Наоки Исикавы. Он двигался вдоль Северного полярного круга, пересекая Аляску, Канаду, Гренландию, Сибирь и Скандинавию по параллели 66'33'', и фотографировал ландшафты Крайнего Севера, культуру и традиции живущих там народностей. Ездовым собакам, вмерзшим в лед лодкам, громадным айсбергам угрожают глобальное потепление и унифицирующая цивилизация.
Звание современного художника наиболее подходит Тосиро Ясиро: даже на фотографии-визитке он предстает не с камерой, а в подводном костюме и плавательных очках. Фотограф снимает вращающиеся объекты, которые называет придуманным словом kaitenkai: то запускает ярко раскрашенный волчок, то фотографирует хоровод младшеклассников. Закрутив предмет в публичном пространстве — арт-центре или университете, Ясиро собирает зрительскую аудиторию и фотографирует kaitenkai вместе со статической толпой наблюдателей, называя эти работы Kaitenkai Live! (kaitenkai живет!).
Сравнительно небольшая экспозция вмещает тенденции современной японской фотографии, ставит привычные для искусства Страны восходящего солнца вопросы о самобытности и глобализации. Разнообразие тем и жанров в работах семи фотографов — семь камней в «Короне Земли».
Выставка побывала в Берлине, а после двух московских недель отправится в Новосибирск, Омск и, возможно, Санкт-Петербург.