Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле указали на усилия России и США в диалоге друг с другом
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
Каллас заявила об отсутствии гарантий безопасности для Украины со стороны ЕС
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
ВС РФ поразили предприятия ВПК и инфраструктуру военных аэродромов Украины
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Семь сэнсэев японской фотографии

В Москве проходит выставка победителей конкурса Общества фотографов Японии «Корона Земли»
0
Семь сэнсэев японской фотографии
Фото: Ясухиро Огава, предоставлено «Галереей классической фотографии»
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

25 января в Галерее классической фотографии на Саввинской набережной открылась выставка «Корона Земли», в которой представлены работы семи ведущих молодых фотографов. «Многообещающие молодые» (в такой номинации они победили в конкурсе Общества фотографов Японии) — это поколение 40-летних мастеров, которые уже по 15–20 лет профессионально занимаются фотографией и неоднократно отмечались призами международных конкурсов.

Для выставки «Корона Земли» от каждого автора выбрали по девять работ. Однако поровну — это не всегда равноценно, и не все циклы в итоге выглядят законченными.

Полновесно на выставке представлена серия Кена Китано «Наши лица». Он снимает портреты буддийских монахов, рыбаков, женщин в парандже — 20, 40, 80 человек в похожей одежде и позе, — а потом накладывает лица друг на друга. Получается «мегапортрет» целой общности: 23 женщины дали лицо одной, 78 рыбаков смотрят парой глаз, десятки человек запускают по реке горящие фонарики.

Не менее цельно смотрится цикл «Токио — зона сумерек» Синтаро Сато. В короткое мгновение между закатом солнца и наступлением темноты он фотографирует спальные районы, лабиринты улочек, где даже японец потеряется без навигатора, море огней ночного города. На снимках с длинной выдержкой люди исчезают, от машин остаются трассеры горящих фар (кстати, автомобилей в жилых кварталах меньше, чем велосипедов), и в этом мистическом пространстве не так легко узнать японскую столицу.

Ясухиро Огава путешествовал с камерой вдоль реки Янцзы в Китае, фиксируя создание «Плотины трех ущелий»: огромное количество людей были насильственно выселены с привычных мест да еще и обязаны собственноручно разрушить свои дома; затапливались природные пространства, образно выражаясь — тонули культурные ориентиры. Получилось китайское «Прощание с Матерой» в японском исполнении. На лицах людей, сфотографированных Ясухиро Огавой, — поиск выхода из ситуации хаоса, преодоление собственной слабости вопреки превратностям судьбы.

Тема творчества Такаюки Маэкавы, наверное, наименее специфически японская: он снимает природу, преимущественно диких животных в Канаде, на Аляске и в Японии. Он наблюдает за движениями зверя, подтверждающими осмысленность его действий, и приходит к выводу, что мы, в общем-то, не отличаемся друг от друга и должны жить бок о бок. Белая медведица нянчится с двумя детенышами; хищная птица осеняет фотографа крыльями; бурый медведь рыбачит в водопаде. Животные на снимках Маэкавы иногда улыбаются, словно оценивая усилия фотографа; в глазах медведя с рыбой в зубах вместо эйфории успеха — элегическая грусть.

Кажется, что девяти кадров мало для представления цикла «Заполярье» Наоки Исикавы. Он двигался вдоль Северного полярного круга, пересекая Аляску, Канаду, Гренландию, Сибирь и Скандинавию по параллели 66'33'', и фотографировал ландшафты Крайнего Севера, культуру и традиции живущих там народностей. Ездовым собакам, вмерзшим в лед лодкам, громадным айсбергам угрожают глобальное потепление и унифицирующая цивилизация.

Семь сэнсэев японской фотографии

Звание современного художника наиболее подходит Тосиро Ясиро: даже на фотографии-визитке он предстает не с камерой, а в подводном костюме и плавательных очках. Фотограф снимает вращающиеся объекты, которые называет придуманным словом kaitenkai: то запускает ярко раскрашенный волчок, то фотографирует хоровод младшеклассников. Закрутив предмет в публичном пространстве — арт-центре или университете, Ясиро собирает зрительскую аудиторию и фотографирует kaitenkai вместе со статической толпой наблюдателей, называя эти работы Kaitenkai Live! (kaitenkai живет!).

Сравнительно небольшая экспозция вмещает тенденции современной японской фотографии, ставит привычные для искусства Страны восходящего солнца вопросы о самобытности и глобализации. Разнообразие тем и жанров в работах семи фотографов — семь камней в «Короне Земли».

Выставка побывала в Берлине, а после двух московских недель отправится в Новосибирск, Омск и, возможно, Санкт-Петербург.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир