Выставки


«Livred’artiste/ Книга художника. Испанская коллекция»
Связь между литературой и изобразительным искусством большинством публики понимается вполне определенно. Привычный жанр книжной иллюстрации эту связь вроде бы собой и исчерпывает. Однако уже около сотни лет существует особая сфера, где тексты соединяются с изображениями по иным, порой весьма затейливым правилам. Французский термин livred’artiste, то есть «книга художника», подразумевает рукотворные или полиграфические объекты, в которых визуальная составляющая зачастую более значима, нежели литературное содержание.
Со времен раннего авангарда свои «книги художника» создали многие именитые авторы — и при таком солидном предложении не мог не возникнуть коллекционерский спрос. В современной России тоже имеются собиратели такого рода. Двое из них — Борис Фридман и Георгий Генс — представляют избранные экспонаты своих коллекций, акцентируя «испанскую тему». Среди авторов выставки — выдающиеся уроженцы Пиренейского полуострова: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Хуан Грис, Хуан Миро, Антони Клаве, Антони Тапиес.
1 февраля — 25 марта
Музей личных коллекций
Волхонка, 10, тел.: (495) 697-16-10. Среда — воскресенье с 12.00 до 19.00
«Тотарт. Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов»
Дуэт Натальи Абалаковой и Анатолия Жигалова проходит по разряду «ветеранских списков» современного искусства. Совместная деятельность двух авторов началась еще в 1970-е годы, так что стаж более чем солидный. Однако нельзя сказать, что их творчество ныне безоговорочно почитаемо. Найдется немало людей, скептически воспринимающих их многолетний проект под названием «Тотарт», или «Тотальное художественное действие».
Попытка выстроить визуальный гипертекст, который снимал бы все противоречия в искусстве и давал бы ответы буквально на все вопросы, у многих вызывает недоумение. Но авторы от своих амбиций отрекаться не намерены, свидетельством чему должна послужить нынешняя экспозиция в ММСИ. В залах обещано создать «перформативную инсталляцию», объединяющую живопись, графику, документацию перформансов, тексты, видео, эксперименты со звуком и прочие составляющие упомянутого «Тотарта».
25 января — 26 февраля
Московский музей современного искусства
Ермолаевский пер., 17, тел.: (495) 694-28-90, (495) 694-66-60. Понедельник с 12.00 до 19.00, среда — воскресенье с 12.00 до 20.00
«Дракон и Феникс»
Пользуясь хронологической оказией (как известно, по китайскому лунно-солнечному календарю наступивший год маркирован фигурой Дракона), столичный Музей Востока решил предъявить публике те экспонаты из своей коллекции, которые декоративно и символически связаны с этим существом. Другим героем выставки стал Феникс, чей образ хоть и включен в календарный ряд, но весьма популярен в Китае и сопредельных странах и к тому же является парным к Дракону. Тот олицетворял некогда императорскую власть, а Феникс покровительствовал императрице.
Две эти аллегории в сумме иллюстрировали идею «инь-ян». В той или иной мере эта космогоническая теория отражена во внешнем облике 300 экспонатов, по случаю выставки извлеченных из музейных запасников. Предметы мебели и одежды, произведения из фарфора, металла, слоновой кости, народные лубки и придворные вышивки — подобного рода объекты происходят не только из Поднебесной, но и из Японии, Кореи, Вьетнама.
28 января — 11 марта
Государственный музей Востока
Никитский бульвар, 12а, тел.: (495) 691-96-14, 691-49-66. Вторник — воскресенье с 11.00 до 20.00