Осипова и Васильев взорвали «Лауренсию»


После годичного перерыва Mихайловский театр показал «Лауренсию». Спектакль подготовили в рекордно короткий срок — чтобы собрать балет Михаила Мессерера даже с новыми героями, дисциплинированной труппе понадобился всего один день.
В роли Лауренсии, призывающей крестьян к отмщению своей поруганной чести, выступила Наталья Осипова. Партию Фрондосо, примерно наказывающего обидчика любимой, исполнил Иван Васильев. Оба до 1 декабря были солистами Большого театра, а ныне украшают афишу Михайловского.
Переполненный зал приветственными криками и охами сопровождал каждое появление Натальи и Ивана, а также удачные па их коллег. Дежурно-бодрых клакерских возгласов в разноголосом хоре зафиксировано не было — восторг по нарастающей выражали неангажированные любители искусства.
Во время свадебного гран-па, когда Наталья и Иван соревновались в виртуозности, в зале стоял радостный гул. А финальное взятие дворца командора с клятвой повстанцев завершились стоячей овацией, многочисленными вызовами и оккупацией служебного входа в ожидании героев вечера.
В общем, все было как в старые времена, когда в «Лауренсии» зажигали легендарные Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани. Раньше об этом можно было прочесть в мемуарах балетоманов, сейчас — увидеть своими глазами.
Видимо, истосковалась наша публика по духоподъемным историям, где исход один — победить или умереть. И по артистам, которые каждый спектакль танцуют как последний. Михайловская «Лауренсия» нуждалась в таких исполнителях, и она их получила. Теперь за творческую судьбу и выездную репутацию спектакля можно не беспокоиться.
Нуждались в «Лауренсии» и Осипова с Васильевым. Для них искусство — это когда через край. Когда эмоции зашкаливают, а «жизнь в образе» важнее правильности позиций. Бунтарский балет чистоты танца не отменяет, но позволяет в этом самом «образе» не только жить, но и сгорать. Что наши герои и сделали.
Особо радует успех Ивана. Ему до сей поры ощутимо не хватало подходящих его дарованию ролей. Юрий Григорович в кругу почитателей даже недоумевал: зачем юношу с такой проблемной фактурой взяли в Большой. Но раз взяли, резюмировал тогда мэтр, надо давать работу — и вскоре сам подал пример рачительного отношения к артистам. Поручил Васильеву роль Спартака, которая и вывела темпераментного танцовщика в мировые звезды.
Фрондосо в «Лауренсии» — продолжение беспроигрышного для Ивана амплуа борца-трибуна и страстного любовника. Он, правда, временами пробует себя в ролях рефлексирующих интеллигентов и рафинированных принцев, смеша конкурентов, куда более удачливых на этом поле. Между тем образ мужественного, без страха и упрека, героя ныне востребован как никогда. Народ жаждет поступка — и в жизни, и на сцене. Васильеву в героических ролях советских балетов по силам эту жажду утолить.
После громкого успеха освеженной москвичами «Лауренсии» у балета Михайловского есть отличный шанс создать уникальный бренд. Его слагаемые: опусы худрука труппы, знаменитого испанца Начо Дуато, стремительно набирающего петербургский репертуар; нетленная классика во главе с «Лебединым озером» и золотой советский фонд, куда входит «Лауренсия» и запланированные в скором будущем «Пламя Парижа» и «Класс-концерт». И «Пламя», и «Класс» также обещают стать триумфом экс-солистов Большого.
Кстати, отношения Осиповой и Васильева с alma mater до сих пор не урегулированы, и вопрос, как скоро столичные зрители увидят своих любимцев, остается открытым.
По словам гендиректора Михайловского Владимира Кехмана, его коллега Анатолий Иксанов отказывается обсуждать судьбу танцовщиков с их агентом — известным продюсером Сергеем Даниляном. И хочет видеть у себя в кабинете самих артистов. Те же предпочитают не разговаривать, а выступать — планы пары, как вместе, так и врозь, расписаны плотно.
В частности, в апреле Осипова первый раз в своей карьере станцует «Лебединое озеро». Произойдет это в Михайловском, а ее партером будет солист Американского театра балета Марселло Гомес.