Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Поедающие оленину клиенты могли интерпретировать перформанс как критику «ненужной войны»

Журналист Мэлор Стуруа — о неожиданном аспекте вывода американских войск из Ирака
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Недавнему уходу американских войск из Ирака предшествовал любопытный, но мало кем замеченный эпизод. Незадолго до того, как под покровом ночи 500 солдат и 100 танков оставили базу Аддер близ южного города Назирия и пересекли границу соседнего Кувейта, нью-йоркские полицейские нагрянули в одну из картинных галерей Ист-Виллиджа. После обыска они конфисковали несколько тарелок, которые, оказывается, были из сервиза, принадлежавшего лично Саддаму Хусейну.

Тарелки были тайно вывезены из Ирака еще в 2003 году, когда жители Багдада, захваченного американцами, стали громить роскошные дворцы тирана. Всего было вывезено 20 тарелок. Часть из них принадлежала последнему королю Ирака Фейсалу II. (Он был свергнут в 1958 году.) Художник Майкл Рэковитц, купивший эти тарелки из веджвудского фарфора, использовал их в своем кулинарно-политическом перформансе Spoils — в ресторане Autumn на Парк-авеню в тарелках Саддама и Фейсала подавалась оленина под сладким сиропом. По словам художника, поедающие оленину клиенты могли интерпретировать его перформанс и как критику «ненужной войны», и как победу над деспотизмом, и как «агитпроп» кулинарного сенсационализма.

Но газетный репортаж о Spoils попался на глаза членам иракской миссии при ООН. Они связались с Госдепом и минюстом и потребовали возвращения сервиза. Художник повиновался, собственноручно упаковал тарелки, и в тот же день их передали штату иракского премьер-министра Нури Камаль аль-Малики, который находился в столице США и вел переговоры с президентом Обамой. «Тарелки возвратятся в Ирак вместе с премьер-министром, на его личном самолете», — сообщил представитель Ирака при ООН Т. Хамид Байати. Он добавил, что тарелки имеют «культурное значение для Ирака» и будут выставлены в одном из дворцов Хусейна, превращенном в музей, как свидетельства власти и роскоши свергнутого диктатора. «Пусть иракский народ полюбуется на них», — сказал посол. В ресторане Autumn тарелками Саддама успели полюбоваться 700 посетителей, заплативших за это удовольствие, плюс оленину, по $38. Сам художник заплатил за каждую тарелку по $300 какому-то американскому мародеру, привезшему их из Ирака в качестве «трофеев».

Делая хорошую мину при плохой игре, авторы перформанса заявили, что даже они не смогли бы придумать ему более достойный финал. Президент и арт-директор галереи CreativeTime Энн Пастернак подчеркнула, что такой финал заставит американцев задуматься о войне в Ираке «куда больше, чем при поглощении оленины».

Правда, сервиз не полон. Несколько тарелок разбились в нью-йоркском ресторане; несколько, по словам художника Рэковитца, «видимо, осели в той или иной иракской семье и стали обычной столовой посудой». Вот это хорошо — и то, что разбились, и то, что осели. Главное, чтобы в Ираке не появились новые Фейсалы и Хусейны. И их блюдолизы.

 Автор — собкор «Известий» в США.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир