На приколе


В середине прошлого века в Москве на 1000 жителей приходилось всего 60 – 80 автомобилей. Нужно ли говорить, что о парковках для миллионной армии железных коней планировщики тогда даже не задумывались. Сегодня мы пожинаем плоды стремительной автомобилизации города в условиях еще советской застройки. Впрочем, при грамотной транспортной и строительной политике с нехваткой парковочных мест все-таки можно справиться.
Сегодня по столичным дорогам перемещается примерно 3,5 млн авто. Правда, их средняя скорость составляет в среднем 15 км/час, что в 1,5 раза ниже, чем в самых автомобилизированных городах Европы. Одна из причин этой медлительности – отсутствие парковок. Припаркованные кое-как машины фактически занимают одну, а то и две полосы и мешают двигаться остальному потоку.
На стоянку
В Москве, по мнению городского правительства, существует острая необходимость строительства около 3 млн машиномест. Решить проблему призван документ, а точнее, программа развития транспорта в Москве на 2012 – 2016 годы. Согласно ей, к 2016-му город получит 3 млн машиномест. Проблема появилась не вчера и требует системного решения. Потому и в наступление городские власти пошли сразу по всем направлениям. Новые подземные и надземные паркинги, перехватывающие автомобильные стоянки, программа «Народный гараж» – вот основные меры, при помощи которых планируется решить вопрос с парковками.
Помимо собственно машиномест, будет создана система управления единым парковочным пространством. Для реализации этого проекта город условно разделили на три зоны: внутри Садового кольца, от Садового до ТТК и от ТТК до МКАД. «Подготовлено техническое задание по созданию подсистемы в интеллектуальной транспортной системе по единому парковочному пространству, чтобы автолюбитель долго не раздумывал, где, как и за какие деньги ставить свою машину и парковаться при движении в центр города», – сообщил вице-мэр Николай Лямов.
На улицах появляются информационные табло. Часть из них начали работать 5 октября (первым было табло на Ленинградском проспекте). Всего должно появиться 46 таких табло, которые сообщают не только о пробках, но и о степени заполненности рядом расположенных парковок. Световые сигналы на самом паркинге помогут сократить время поиска свободного места, проинформируют водителя о количестве свободных мест в отдельных секторах. Автолюбитель, въезжающий на стоянку, будет следовать в поиске парковочного места по указателям световых дисплеев и световых сигнализаторов.
На перехват!
Доехать до города, бросить машину и дальше – на метро. Многие жители Подмосковья выстраивают свою ежедневную логистику именно по этой схеме. По крайней мере, так у них есть шанс оказаться на рабочем месте вовремя. Перехватывающие парковки – оптимальная практика для города, на вылетных трассах которого встают в заторы тысячи автомобилей. Власти Москвы планируют построить 40 – 50 платных парковок у конечных станций метро и на трех предыдущих станциях подземки. Определены предварительные тарифы: дневной тариф (с 6.00 до 21.30) составит 50 руб. при наличии двух билетов, подтверждающих проезд на метро, и ночной – 100 руб. Для тех, кто оставляет машину, но не собирается спускаться в подземку, действует коммерческий тариф – 50 руб. в час.
Подобраны первые 25 площадок, рассчитанных на почти 12 тыс. машиномест. Они разместятся у станций метро «Славянский бульвар», «Строгино», «Волоколамская», «Медведково», «Черкизовская», «Аннино», «Бульвар Дмитрия Донского», «Теплый Стан», «Выхино», «Текстильщики», «Молодежная», «Парк Победы», «Отрадное», «Шипиловская», «Зябликово» и «Перово». Дополнительным источником ценного парковочного пространства станут площадки под эстакадами – игнорировать эти возможности в условиях стесненного городского пространства просто преступно. Показательно, что на парковках возле метро и торговых центров появятся места для велосипедов.
Внутри кварталов
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 2005 года, к примеру, в жилом доме экономкласса на каждую квартиру должно приходиться одно парковочное место, в бизнес-классе – не менее 1,7, а в сегменте «повышенной комфортности» – как минимум два. Однако эти нормы действуют только при сооружении новых комплексов, а к точечной застройке они не всегда применимы. Застройщик даже имеет право уменьшить нормативное количество мест, если сумеет доказать, что обеспеченность микрорайона парковками и без его дома превышает нормативную.
Несмотря на это, каждый горожанин-автомобилист хочет, чтобы его «железный конь» проводил ночи под крышей или надежным присмотром. В разных мегаполисах эта проблема решается по-разному. Житель Пекина, к примеру, вообще не может приобрести автомобиль, если у него нет «готового» машиноместа.
На начало 2011 года в Москве насчитывалось 1,021 млн машиномест во всех типах гаражей и парковок. К началу 2012 года будет введено в эксплуатацию около 556 тыс. мест для стоянок. Как заверяет заместитель префекта Южного округа Елена Сиэрра: «Мы в округе в 2011 году планируем построить 92 парковки на 5666 машиномест, в том числе 8 парковок на 1070 машин у станций метро».
На плаву
Дебаркадеры, баржи и другие плавсредства также могут служить дополнительной парковочной площадкой. Власти Москвы даже планировали организовать плавучую стоянку на 100 – 120 машиномест к концу 2011 года на дебаркадере у Воробьевской набережной. Минимальная стоимость проекта составляла 115 млн руб. Однако межведомственная рабочая группа признала неэффективным возведение подобной парковки за счет городских средств и отменило реализацию проекта.