Самый умный сити


Власти не сомневаются в том, что Москва из города с развитой телекоммуникационной инфраструктурой превратится в настоящий «умный» мегаполис, где за удобство жизни во всех сферах, в том числе за транспорт, отвечают ИТ-технологии. О том, когда именно и с помощью каких инструментов столица будет преображаться в интеллектуальный город, обозревателю «Известий» Галине Козорезовой рассказал руководитель Департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев.
Какие наглядные изменения жители нашего города почувствуют прежде всего? Например, в сфере транспортных систем.
Сейчас мы не знаем, как выглядит город с точки зрения управления транспортным потоком и как именно образуются пробки – из-за чего, с какими интервалами, в какое точно время. Нет детализированной статистической информации. Из более 3 тысяч светофоров – управляемых менее 10 процентов. Само качество управления движения оставляет желать лучшего. Раньше была так называемая зеленая линия. Математически было просчитано: если по магистралям водитель едет со скоростью 60 км в час, то проезжает все светофоры на зеленый свет. Но этот алгоритм закладывался десятилетия назад и, естественно, не учитывал, что произойдет такое увеличение количества машин. Наша первая задача – установить датчики, следящие за транспортным потоком и управляющие светофорами. Этот блок вопросов начинает реализовываться в текущем году. И еще одна важная составляющая: фото- и видеофиксация. Но сразу оговорюсь: только датчиков – недостаточно, нужна еще и картинка, которая демонстрирует, например, причину заторов – ДТП.
Критики говорят, что никакая интеллектуальная транспортная система не способна решить столичную транспортную проблему без развития дорожной сети…
Я за критику, но только что они говорят? Где объективные цифры? Их нет. Город сначала должен проанализировать, что именно и в какое время происходит с движением. А не строить выделенные полосы на основе мнений двух-трех экспертов. Мы действительно хотим решить дорожную проблему через общественный транспорт, оснастив его приемниками GPS/ГЛОНАСС. Информация будет предоставлена рынку, который сможет на ее базе делать информационный продукт. Зайдя на ресурс, человек сможет выбрать оптимальный по времени маршрут. Уже утверждена концепция единого транспортного приложения и единой транспортной карты. Цель этих нововведений – снять границы между подземным и наземными видами транспорта, а также Москвой и ее агломерацией.
Хочу спросить об интеллектуальном поиске правонарушителей и автомобилей по тем или иным приметам и признакам.
На Западе – это уже не футурология. Он появится и в Москве. Но начинать все равно придется с «физики» – камер наблюдения. Причем сделать это так, чтобы город не пострадал экономически. Представьте: город должен купить камеру, установить ее, другое спецоборудование, серверы, нанять людей. Это дорого. Поэтому изображение нам будут поставлять операторы. Мы проводим конкурс. Нас не волнует, какие серверы и каналы используют провайдеры. Нас волнует качество картинки и надежность поступления информации в единый центр мониторинга.
Единый центр сейчас создается за бюджетные деньги. В этом году мы отработаем систему видеонаблюдения, в следующем – будем наращивать интеллектуальную составляющую. Например, идет человек с сумкой. Ставит ее и продолжает идти дальше налегке. Для системы распознавания изображения такая ситуация нестандартна: человек «раздвоился». Система в этот момент понимает, что необходимо записывать картинку с большим разрешением и обратить внимание диспетчера на произошедшее. Это первый уровень интеллектуальности систем. Второй связан с поиском по заданным биометрическим параметрам. Специалисту не придется отсматривать «километры кинохроники», система выдаст наиболее удовлетворяющие запросу куски записи. А третий уровень интеллектуальности связан с разделением изображения по звуковой и цветовой гамме. Наша задача – попытаться, не нагружая ГУВД, сделать автономную систему интеллектуальной безопасности.
В какие сроки?
Мы подразумеваем три этапа. В начале 2012 года появится изображение с высоким разрешением, в середине – начнем эксплуатировать систему, реагирующую на «раздвоение». А в 2013 году будем экспериментировать с программным обеспечением, которое сможет отлавливать на картинке все автомобили заданного цвета и размера. Локально это можно сделать и раньше, тесты в закрытом режиме проводятся уже сейчас. Я не могу пока сказать, где именно.
40% средств планируется привлекать из внебюджетных источников. А если не получится?
Внебюджетные источники относятся к компаниям, развивающим ИКТ – телевидение, интернет, телефонию. Мы не делали рисковых программных заявлений и изначально занизили размер необходимого финансирования процентов на 30. К примеру, телеком-операторы и другие компании готовы инвестировать куда больше. На этом рынке в Москве конкурентная война вошла в апогей. Проникновение мобильной связи в Москве составляет 200%. В ближайшее время будет принят закон, который закрепит номер сотового за его владельцем. Это реализовано уже в 80 странах. Когда такое произойдет у нас, начнется жесткая конкурентная борьба. Тарифы будут низкие. При этом огромный объем инвестиций уже был сделан в цифровизацию города.