Опрос «Известий»


Владимир Свириденков, эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»:
– Любой общественный транспорт занимает в расчете на одного пассажира гораздо меньше пространства, нежели личный автотранспорт. Попытка ликвидировать в центре города движение наземного общественного транспорта неизбежно приведет к тому, что улицы будут еще больше заполнены автомобилями. Один автомобиль требует для парковки около 30 квадратных метров, при этом на одного офисного сотрудника приходятся всего около 20 квадратных метров. Если все будут приезжать на работу на личном автомобиле, то рядом с каждым офисным зданием придется строить как минимум такую же по площади парковку. И это только для парковок по месту работы, а ведь потребуются еще и парковки у магазинов, а также возникнет необходимость кратного увеличения параметров улично-дорожной сети, чтобы все эти автомобили смогли проехать. Исторический центр Москвы просто перестанет существовать.
Опыт крупных городов мира показывает, что в центре мегаполиса необходимо, наоборот, ограничивать использование именно личного автотранспорта. Одно только метро здесь не справится. Сеть метрополитена развита недостаточно, даже в центре плотность станций невелика. По сравнению с метрополитенами европейских городов в Москве станции достаточно удалены друг от друга, но даже в Европе наземный общественный транспорт присутствует в центрах городов. Кроме того, если нужно преодолеть небольшое расстояние, то использование метро является не очень эффективным. Пассажир будет тратить больше времени на то, чтобы подойти к станции, спуститься, дождаться поезда, проехать один или два перегона и подняться на поверхность. Для коротких поездок общественный наземный транспорт оказывается удобнее и быстрее, в том случае если не стоит в пробках.
Ольга Кириллова, жительница ЦАО Москвы:
– Убирать из центра Москвы автобусы и троллейбусы, чтобы бороться с пробками, – все равно что запрещать продажу алкоголя после 22 часов. Если исчезнут автобусы и троллейбусы, которые сейчас занимают всего одну полосу движения, автомобилисты в час пик это вряд ли заметят.
Кроме того, пассажиры наземного транспорта, если его ликвидируют, пересядут, конечно, на метро. И тогда поездка в подземке утром и вечером буднего дня станет просто несовместимой с жизнью.
За день я обычно бываю во множестве мест, которые расположены в центре, но находятся довольно далеко друг от друга. При этом добираться от одного места до другого на метро неудобно, т. к. приходится делать пересадки. В таких случаях выручает троллейбус.
К трамваям и маршруткам я отношусь скептически, и как раз их было бы полезно заменить на автобусы и троллейбусы. Трамвай – рудимент советского прошлого, очень некомфортный для пассажиров и громоздкий на дорогах. Маршрутки же без привязки к району – вид транспорта, по-моему, самый травмоопасный.
Иван Новицкий, депутат Мосгордумы:
– Надо смотреть по возможностям проезда, просчитывать ситуацию. Потому что где-то есть широкие улицы, например, Тверская. Там нормально троллейбусы ходят. По Бульварному кольцу общественный наземный транспорт ходит вроде бы неплохо. Но нужно все просчитать и принять решение исходя из пассажиропотока, транспортной ситуации. Это не решается каким-то умственно-волевым усилием.
Светлана Разворотнева, член Общественной палаты, руководитель Центрального исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления»:
– Мне кажется, что троллейбусы, по крайней мере те, которые ходят сейчас в центре, – это действительно архаический вид транспорта. Троллейбусы на самом деле очень сильно тормозят движение в центре Москвы.
Насчет автобусов в историческом центре я бы не стала выказывать какую-то точку зрения. Автобусы – это мировая практика. Но они все-таки должны быть какие-то другие, более современные, может быть, двухэтажные, как в Лондоне, может быть, наоборот, более маленькие, как маршрутки. Здесь нужно продуманное решение.
Владимир Грамматиков, режиссер:
– Я считаю, что лучше убрать общественный транспорт в историческом центре города. Потому что там достаточно выходов метро, они не так далеко удалены друг от друга. Такое решение облегчит ситуацию с пробками внутри Садового кольца. Если совсем невозможно убрать наземный общественный транспорт, то его нужно хотя бы ограничить. Не нужно перегружать движение в центре. Может, локально где-то пустить маршруты по кругу или по каким-то транспортным аортам.
А вот уже за Садовым кольцом ситуация совсем иная. Здесь роль общественного наземного транспорта существенно возрастает. В сторону области уже какие-то экспресс-автобусы должны «летать».
Антонина Шаповалова, дизайнер:
– Безусловно, да. Во-первых, создав на большинстве магистралей выделенные полосы, у водителей уже забрали существующую проезжую часть, а не расширили дорогу. И таким образом из трехполосного движения мы получили всего две полосы, а машин меньше не становится. Во-вторых, троллейбусам чаще всего приходится занимать не одну, а две полосы, так как на обочине множество припаркованных автомобилей.
И в-третьих, я часто замечаю, что по центру ездят полупустые троллейбусы с парой-тройкой пассажиров. Не лучше ли увеличить количество мини-автобусов, маршруток, которые более маневренные и вместительные? Но лучший вариант – это, конечно же, строительство дополнительных станций метро.
Елена Князева, актриса:
– Как и все жители Москвы, я часто стою в пробке в центре города и наблюдаю, как троллейбусы, абсолютно пустые, мешают движению.
Конечно, лишить местных жителей общественного транспорта нельзя, но ведь в центре везде в шаговой доступности станции метро, а центр и так перегружен транспортом. Можно оставить автобусные маршруты там, где жителям будет далеко до метро, но троллейбус – пусть он и экологичный транспорт, но не маневренный и слишком зависимый от нашей переменчивой погоды – должен уйти в историю. Или нужно придумать троллейбус нового поколения, наверно, он должен будет передвигаться по воздуху и не мешать движению.