Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ узнала о планах США взять земли вокруг ЗАЭС под свой контроль
Экономика
Минэкономразвития снизило прогноз курса доллара до 94,3 рублей
Мир
Трамп сообщил о просьбах мировых лидеров об отмене пошлин
Мир
В Кремле заявили об отсутствии команды Путина по продлению пасхального перемирия
Общество
В Госдуме хотят ограничить период сдачи экзамена по русскому языку для мигрантов
Мир
В Минпромторге анонсировали льготы для семей с детьми при оформлении автокредита
Мир
Россельхознадзор проверит производителей бананов в Эквадоре
Мир
В Колумбии заявили о сохранении контакта с РФ по ремонту Ми-17
Общество
Пациенты с болезнями кожи указали на проблемы с выдачей лекарств в ряде регионов
Мир
Bloomberg рассказал о возможной инсайдерской торговле со стороны бизнесменов США
Общество
Синоптики спрогнозировали переменную облачность без осадков в Москве 21 апреля
Происшествия
ДТП с участием автомобиля и двоих детей на электросамокате произошло в Москве
Мир
Один человек погиб и 11 пострадали из-за поджога многоквартирного дома в Сеуле
Мир
Сальвадор предложил Венесуэле обмен мигрантов на политзаключенных
Мир
Папка с секретными документами Белого дома утекла в общий доступ из-за ошибки
Мир
СМИ сообщили о планах Великобритании нарастить производство оружия

Все последние резонансные катастрофы объясняются какими-то фантастическими ошибками

Писатель и журналист Игорь Мальцев о том, почему министру транспорта стоит еще поработать
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два дня назад при заходе на посадку в одном заграничном аэропорту самолет, коснувшись задними шасси на несколько секунд полосы, вдруг с ревом ушел свечой в небо, перепрыгнув другую машину, которая не успела убраться с полосы. Неприятно, но по сути — повезло.

Глядя в иллюминатор, как машина делает новый заход, я подумал: «Ну а не успей летчик принять решение — очередное транспортное происшествие, да еще и за границей».

И долго МАК будет принимать решение, кто виноват — то ли иностранец, который не убрал хвост с посадочной, то ли техники, у которых не вышло шасси, то ли Берлускони, то ли Обама. И конечно, тут же бы возникла тема: «А что у нас делает министр транспорта? Долой!»

Я сам после трагедии «Булгарии» не удержался — столько было ярости. Но глядя на то, что происходит на транспорте, начинаешь задумываться о «синдроме прапорщика».

Вот нам говорили, что ожидается технический коллапс и самолеты будут падать только потому, что они изношены, а летчики будут их ронять потому, что плохо подготовлены и мало зарабатывают. Но все последние «резонансные» катастрофы, будь то на воде или на воздушном транспорте, странным образом объясняются какими-то фантастическими ошибками отдельного человека или целого экипажа. Донецк, Смоленск, Петрозаводск. Трудно сегодня говорить про Ярославль, потому что общественный гнев и горе таковы, что если ты озвучишь единственную оставшуюся объяснимую версию — «ошибку блондинки», не снятый стояночный тормоз, то тебя порвут вместе с Левитиным и, может быть, даже с Медведевым. А ведь компания использовала очень надежный самолет.

Что мы имеем?

Старпом не счел возможным заставить экипаж закрыть иллюминаторы по нижней палубе — волна захлестывает пароход — сотни трупов. Командир, убоявшийся штрафа за перерасход топлива, идет на грозу — сотни трупов. Каждый раз оказывается, что в огромной структуре находится слабое звено — не обязательно на уровне упомянутого прапорщика, который не закрутил кран на баке с окислителем межконтинентальной ракеты с ядерным зарядом. Уровень может быть и выше — но эксцесс исполнителя налицо.

Но вот что интересно: каждый раз раздается требование снять министра (сегодня это г-н Левитин).

Я склонен проводить параллель между ним и новым министром обороны, который не из военных, но только в одном: они оба получают то, что было заложено до них. Постаревший летный состав? Да. Только он не сегодня постарел — вот уже лет 15 источником пополнения его остается военно-транспортная авиация. А новых не готовили. Только сейчас, когда появились деньги, училищам начали покупать оборудование, тренажеры.

У нас же расходы на транспорт — 2,2% ВВП. А в Китае — 6%. Потому Китай развивается и покрывает уже весь мир тихо и неуклонно, а мы пытаемся решить проблему криком «Долой Левитина!». Как-то слишком просто. Решение на кухонном уровне. По такой логике каждый раз, когда у нас «Булава» не долетает до Корякского автономного округа, у нас должен быть новый министр обороны. Что Левитин, что Сердюков не разваливали систему, они ее получили as it is и пытаются шаг за шагом реформировать.

Но мне любопытно, как сторонники увольнения всех и вся предлагают контролировать авикомпании, которые сажают на Як-42 вполне подготовленных летчиков, но подготовленных на другой машине? Устраивать летучки в Белом доме или переписать сразу Конституцию РФ, чтобы ее первый параграф гласил «Стояночный тормоз при движении должен быть снят»? Говорят, есть страны ближнего зарубежья, у которых первый параграф конституции гласит «Обои надо клеить встык» — мы хотим докатиться до такого уровня?

У нас сегодня пассажирских 986 самолетов и плюс еще 152 грузовых. И у каждого есть парковочный тормоз. И каждый — потенциальный источник опасности (см. текст ПДД). Есть вариант приставить к каждому командиру корабля (воздушного или обычного) по министру. Но, как каждый служивший в армии человек, я уверен, что обязательно найдется матросик, который забудет ветошь в пусковой шахте.

Министерству надо выстраивать масштабные экономические планы — смотреть за тем, как замещается парк воздушных судов. Из регионального парка ушло почти 400 бортов за счет Ту-134 и Як-40. И сейчас самолеты иностранного производства — 46% парка. Рьяные патриоты будут вопить, что про...али великое авиастроение и теперь нас покорят враги. Но даже патриоты почему-то хотят ездить на иномарке а не на УАЗ «Патриот», так что эта тема скользкая, легко превращаемая в чистую демагогию.

Тем не менее машины семейства Ту-204/214 вполне конкурентоспособны. Особенно при господдержке. А вот такие задачи, как развитие системы образования пилотов, новые тренажеры, сертификация — как раз уровня министра.

А наказывать за то, что не доглядел за боцманом — глупо и смешно. Только смеяться не хочется.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир