«Достаточно представить свои переговоры с мелочью. Все встанет на места»

В нашу тихую политическую гавань зашла шаланда, полная кефали. Все обрадовались. Лодка большая,
капитан красавец, волна опять же нарисовалась. Волна породила шторм, но он
быстро иссяк — и опять тихо. На то она и гавань.
Миллионы изголодавшихся экспертов, уставших жевать
резинку «кто в тандеме будущий президент», вцепились в Михаила Прохорова и
выпили всю кровь из проектного тела «вход и выход из предвыборной кампании».
Насытились и ушли. Бездыханное тело покинуто, вопросы все заданы, версии
высказаны. А что будет дальше? Не до этого. Будет тема, будет повод, будет
новая волна.
А вот меня интересует будущее. Можно ли в России создать
успешный политический проект с нуля, именно правый, в том понимании, в каком
этот термин устойчиво ассоциируется с рыночными либералами.
Правые всегда рядом с бизнесом, но только рядом. Бизнес
финансировал правых во времена успешные, с 1999 по 2003 год. Был даже сделан пул
из крупняка, куда входил в том числе и Ходорковский, и Фридман, и Потанин с
Прохоровым. На частные деньги провели кампанию СПС во главе с Никитой Белых, но не
добились результата. Касьянов пытался организовать свою партию за счет частных
средств, но не дошел даже до регистрации. На этом история правых заканчивается,
«Демпартия» с Богдановым и Рявкиным к правым уже не имеют отношения. Они просто
растворили ослабленных правых в кислотном бульоне ручных маргинальных проектов. Кстати, надо было изучить
внимательно их background и понимать, чем это грозит. Ну да ладно,
только гении учатся на чужих ошибках. Прохорову предстоит быть талантливым,
в будущем не повторять своих.
Почему рядом? Почему напрямую бизнес не шел на лидирующие
позиции в политику? Во-первых, стремно и непонятно, больно другая профессия.
Деньги требуют тишины, а политика, публичная, — шума. Во-вторых, примеров
позитивных в России нет. Березовский и то не решался, в Совбез залез и смылся,
Ходорковский прогорел, Лисин, кормящий всю Липецкую область, попытался стать
губернатором, когда еще последних избирали. Замучился от непривычных интриг,
плюнул и вовремя ушел, сейчас процветает.
Традиционно правые достаточно близки к власти, что имеет
корни еще в прародителях в лице «Выбора России». Гайдар, Чубайс, Немцов, Хакамада, Касьянов,
Некрутенко — все прошли жернова правительства. И вот успешный бизнесмен,
владеющий огромным капиталом, решился. Что было выгодно всем: власти,
электорату, Прохорову. Казалось, все срослось, минимальная победа обеспечена.
Проект реально востребован и со стороны капитала и среднего класса, и Кремля.
Бизнес разочаровался в правых политиках и, заручившись поддержкой власти,
рванул и... порвался.
Почему? В ответе на этот частный вопрос лежит и ответ на
второй: есть ли у правой партии успешное будущее в России?
В России альтернативная политическая элита не растет,
поле зачищено. Кадры для правых кует бизнес. Бизнес традиционно боится власти,
но харизматично мечтает поменять правила на рынке в свою пользу. Бизнес
прекрасно знает наши условия соблюдения контрактов, сильно далекие от
господства закона. Договоренности соблюдаются со стороны партнера только в том
случае, если он заинтересован в проекте в равной степени, а лучше — в
большей. Тогда имеются гарантии, основанные на мотивации, других
нет.
Когда же бизнес приходит в политику, он забывает про это неписаное
правило. Мы типа договорились, так как в наличии взаимный интерес. Забывается, что
сторона власти имеет интерес неизмеримо меньший, так как обладает тотальным политико-финансовым ресурсом. Ей
альтернативные правые нужны чуть-чуть, как последняя щепотка перца в борще. Да —
будет вкуснее, нет — ну и ладно, так слопают.
Бизнес, вступивший на поле
официальной политики, должен понимать, что имеет дело с монополией, не с рынком.
Политического рынка нет. Тогда у правых есть только два выхода: создавать
конкуренцию, пробравшись на него по правилам монополии, изнутри, или, борясь
извне, собирать улицу. Последнее еще труднее: улица — левая, а не правая. Если
и правая, то уже в европейском смысле, то есть националистическая. Конечно, любая
монополия неэффективна, приводит к застою — и ее конец неизбежен. Но на то она и
монополия. Пока гром не грянет... А бизнесменам не нужно быть наивными, имея
такого партнера по переговорам. Достаточно включить воображение и представить
свои переговоры с мелочью. Все встанет на места.