Борис Гребенщиков подошел к «Архангельску»


В прошлом году «Аквариум» номерных альбомов не выпускал, а представленный в 2009-м проект «Пушкинская, 10» получился компиляцией произведений из разных периодов группы. БГ, убежденному в том, что музыканты должны записывать альбомы регулярно, длительные «простои» противопоказаны. Поэтому в 2011-м свежий материал «Аквариума» (а его у группы, благо, всегда хватает) обязан был оформиться в нечто цельное. Таковым станет 45-минутный альбом «Архангельск», состоящий из восьми песен.
— Я бы с радостью уже сейчас выложил его в интернет, на kroogi.com, — признался «Известиям» Борис Борисович, только что вернувшийся в Питер из США, — и так бы мы и поступили, но компания, выпускающая наш альбом на физических носителях, попросила этого не делать. Пришлось наступить на горло собственной песне.
Скорее всего «Архангельск» появится одновременно на дисках и в Сети накануне ближайшего московского концерта «Аквариума», намеченного в LiveMusicHall (он же CДK MAИ) на 23 сентября.
Большинство песен грядущего альбома постоянной «аквариумской» публике не только знакомо, но уже вошло в перечень хитов. Без «Тайного узбека», «Красной реки», «На ход ноги» в последнее время не обходится ни одно выступление «Аквариума» и в полном, и в расширенном, и в сокращенном составе. К слову, в стартующем 15 сентября в Санкт-Петербурге полумесячном «электрическом» российском гастрольном турне группы ее ряды пополнят давно знакомые БГ иностранные музыканты, в частности флейтист Брайан Финнеган.
Можно предположить, что название «Архангельск» обусловлено лишь тем, что первой песней альбома станет самая новая из уже звучавших на концертах «Аквариума» композиций — «Назад в Архангельск». Но если копнуть историю, то откроются весьма трепетные отношения группы со старинным северным поморским городом. «Аквариум» активно выступал там в раннюю пору своей почти легальной концертной деятельности. Так сказать, по «лицензии» рок-клуба.
И именно после одного из своих архангельских концертов этой «лицензии», предполагавшей безусловное «литование» всех исполняемых номеров, лишился. Две пожилые местные активистки из «комитета по надзору за дискотеками» увидели в 1982-м на архангельской сцене выдворенного из ленинградского университета молодого Гребенщикова в кимоно, поющего темы вроде «Береги свой хой» и «Ребята ловят свой кайф». Сообщили «куда следует», и «Аквариум» получил очередной запрет на официальные выступления.
Как гласят летописи, именно в период данного запрета группа дала рекордное количество концертов. Так что Архангельск «Аквариуму» — город не чужой, и работу над диском, названным в его честь, коллектив провел тщательную. Альбом дважды «мастерился» в Лондоне и дорабатывался в Питере. Над оформлением обложки БГ трудился в обществе художника Владимира Забавского, а аранжировки песен переделали так, что искушенный директор «Аквариума» Макс Ландэ, прослушав готовый материал, смог выразиться однословно, исключительно восторженно, но… непечатно. Судя по всему, «Архангельск» имеет шанс стать одним из наиболее успешных альбомов «Аквариума» последнего десятилетия.
Эксклюзивное интервью с Борисом Гребенщиковым читайте в ближайших номерах «Известий»