«Заслуженный артист России? Первая ступень по пути на тот свет»


В середине сентября, впервые за 10 лет, страна получит свежую пластинку столичных стиляг со стажем из группы «Браво» под названием «Мода». А ровно через месяц, 16 октября, бессменному командиру группы, по сей день сохраняющему студенческий вид Евгению Хавтану исполнится 50. С не меняющим принципов и пристрастий музыкантом встретился обозреватель «Известий» Михаил Марголис.
— Между нынешним и предыдущим альбомами «Браво» пауза в 10 лет. Борис Гребенщиков считает год без нового альбома потерянным, в то же время многие музыканты придерживаются противоположного мнения. Тебе что ближе?
— Каждый выбирает тактику, исходя из своих возможностей. Если человек в состоянии по 20 песен в год сочинять, то он, конечно, может и альбомы постоянно записывать. Завидую. Я так, к сожалению, не могу. У меня песни рождаются достаточно сложно. Но я не считаю годы без альбомов потерянными. Лучше записать одну пластинку за несколько лет, большинство песен из которой будут долго исполняться, чем выпустить за три года три альбома, из которых в лучшем случае останутся 1–2 песни.
— «Браво», по-моему, всегда сильно зависит от авторов текстов.
— Согласен. Поскольку Бог не дал мне поэтического таланта, для меня поиск текстов — всегда определенный стопор. А в процессе взросления начинаешь еще требовательнее относиться к тому, что делаешь, поднимать планку выше, и найти тексты, соответствующие нашим новым мелодиям, становится сложнее и сложнее. Этим во многом обусловлена и пауза между альбомами. У нас долгое время не было подходящего поэта. Вот, наконец, Анджей появился (Анджей Захарищев фон Брауш — один из создателей группы «Оберманекен». — «Известия»). Не появись он, думаю, мы бы еще год сидели, ничего не записывали.
— «Мода» выходит на разных носителях, будет презентоваться в музыкальных магазинах — это, как и во всем, твоя дань ретро?
— Да. Настоящий oldschool. Сейчас большинство инди-групп в Англии выпускают не только CD, но и винил. И у нас тоже так будет. Но дело не в погоне за модой. Просто я считаю, что альбом должен существовать и на физическом носителе. Хотя четко понимаю, что на следующий день после презентации он уже в отличном качестве будет доступен в интернете для свободного скачивания.
— Винил предполагает основательный подход к оформлению диска…
— Конечно. Я серьезно подхожу не только к обложке, но и ко всей технологии виниловой пластинки. Она потрепала нам нервы. Делали ее в лос-анджелесской лаборатории, занимающейся только мастерингом винила. Этот процесс влетел в копеечку. Но таково было мое желание и условие к нашей выпускающей компании. Пластинку из Лос-Анджелеса переслали в Германию, где стоят лучшие прессы для изготовления виниловых дисков. Я неплохо в этом разбираюсь, поскольку сам коллекционирую виниловые пластинки.
— Отличительным моментом нового альбома является и то, что он записывался исключительно на винтажных инструментах.
— Такие инструменты звучат лучше. Это скажет любой музыкант, пробовавший на них играть. Я слышу эти инструменты в записях своих любимых артистов. Ударная установка «Людвиг» (аналогичную использовали «битлы»), орган, гитары…
— Твоей дочери сейчас 17. Где-то ты сказал о том, что в ее айфон закачаны лишь две новые композиции «Браво». Как ты к этому относишься?
— Нормально. Сначала, правда, жутко расстроился. Как любой родитель, я полагал, что она должна поддерживать папу. А потом понял, что это вовсе неплохо. Она стала активным меломаном года два назад, и единственное, в чем мы с ней сегодня совпадаем, как раз плей-лист. Она слушает те же группы, что и я. Более того, благодаря ей я узнаю о каких-то интересных исполнителях.
В новой пластинке «Браво» ее зацепили две песни: «Нет предела», текст которой, к слову, написал начальник кладбища, и «Принцесса», написанная Сашей Ч. — солисткой группы «Муха». В принципе, я понимаю, почему. Мой ребенок — это альтернатива, андеграунд. Телевидение сегодняшнее российское ее совсем не интересует. Привлекает кино. Она поступила во ВГИК. Будет кинокритиком. Меня это радует.
— Тебе понравился фильм «Стиляги», в котором звучала и ваша музыка?
— Это один из лучших развлекательных фильмов, которые я за последнее время видел. И дело не в том, что я люблю подобную эстетику. Просто он профессионально сделан и оставляет после просмотра позитивное настроение, что большая редкость сегодня.
— "Стиляги" - это настоящая ода Москве. Какие тусовочные места привлекали в столице тебя в 1970–1980-х?
— Площадь возле МИИТа. В обеденный перерыв, кажется, с двенадцати до часу дня, там собирались все фарцовщики Москвы, которые продавали пластинки и прочие актуальные вещи. Меня туда всегда тянуло.
— Тебе через месяц 50. Внешне ты на такой возраст, конечно, не тянешь. А внутреннее ощущение «полтинника» у тебя есть?
— Для меня возраст — просто некая отметка. И юбилей я справлять не собираюсь. Было предложение получить какое-то звание, но мне это даром не надо. Что там сначала присваивают? Заслуженный артист России? Первая ступень по пути на тот свет? Я об этом пока не думаю и вообще стараюсь от власти ничего не брать.
Я в 30 лет больше переживал. Какой-то чувствовался возрастной порог. А сейчас никаких волнений и барьеров. Самочувствие отличное, группа в великолепной форме…
— В «Браво» довольно часто менялись солисты и солистки, и у всех, за исключением Валерия Сюткина, карьера вне группы получилась менее яркой или вовсе не сложилась.
— Я как-то стараюсь следить за судьбами тех, кто был со мной в группе, и Жанна Агузарова, конечно, самая большая моя боль. Очень переживаю, что певица с таким потрясающим голосом и потенциалом не может себя серьезно реализовать и даже не пытается это сделать. Я прилагал некие усилия, но все проходит мимо. Мы относительно недавно пытались вместе что-то записать. Но это должно быть взаимное желание. Может, когда-то оно у нее появится. К Жанне я отношусь теплее всего из тех, с кем играл в «Браво».
— Для близких людей она вполне вменяемый в общении человек?
Да. Более чем.