«Чиж & Со» понесли в массы Летова и Высоцкого


В скудной августовской афише Москвы дуплетная гастроль носителей русского народного блюза из «Чиж & Со» выглядела фаворитом. За такое представление в «Б2» смело просили от 2 тыс. рублей (за билеты на танцпол), до 20 тыс. — за место в супервипе. Желающих заплатить хватало.
Для клубных, уикендных сборов хитовый, предсказуемый, постепенно сделавшийся отечественной рок-фреской Чиж, он же Сергей Чиграков, — давно уже исполнитель идеальный. Он эксплуатирует свою застывшую форму столь убедительно, что предъявлять ему какие-то творческие претензии — все равно что спорить с Константином Никольским или Юрием Антоновым. Как говорят в таких случаях спортсмены — смотрите на табло. Для Чижа там пока высвечивается победный результат.
Минувшей зимой, например, «табло» зафиксировало аншлаг в многотысячном столичном «Крокусе», где Чиж отмечал свой «полтинник». На сцене он пел все тоже — с теми же и так же, как десятилетие назад, но кого это обламывало? Лично его — точно нет. Завидное постоянство.
Тот юбилейный сольник от двух теперешних отличался. В «Б2» на сцене не было рояля (необходимый для Чижа инструмент), и антракт вместо 30 мин. длился сутки: с пятницы до субботы. Группа распределила вал своих древних хитов на оба дня. Когда в субботу кто-то из зала попросил Чигракова сыграть «про сигареты», тот коротко ответил: «Это вчера играли». Больше Сергей не говорил. Лишь однажды представил состав своего бэнда, тоже почти неизменного с момента основания. Только известный экс-дэдэтэшник Игорь «Доца» Доценко теперь за барабанами — вместо своего тезки Федорова. Юрий Шевчук рассказывал мне, что Чиж благодарил его за Доцу, которого «ждал десять лет». Еще дольше (с 1999 года) у «Чиж & Со» не появлялось новых альбомов. Может, теперь получится?
Доценко вписался в группу легко. С Чиграковым у него общий язык и верность традициям. У них даже получается синхронно покуривать во время концерта. Таким жестом они на сей раз ознаменовали окончание композиции «Любитель жидкости», где у Доценко есть несколько коротких сольных вкраплений.
Когда артист долгие годы исполняет приблизительно одинаковую программу, следует ценить любые его обращения к кавер-версиям. В «Б2» Чиграков составил из них трибьютный триптих. Начал актуально — с «Пригородного блюза» Майка Науменко. Через несколько дней, 27 августа, исполнится 20 лет со дня смерти лидера «Зоопарка». Дальше прозвучала одна из самых сакраментальных вещей покойного лидера «Гражданской обороны» Егора Летова — «Ходит дурачок». И, наконец, «Лирическая» Владимира Высоцкого, уже привычная и в версии Чижа. Авторов перечисленных песен Сергей не объявлял, и беседовавшие рядом со мной молодые люди никак не могли вспомнить «из какого они альбома». Наверное, Чижу пора заняться на концертах «ликбезом».
Прежде чем поспешить на поезд, «Чиж & Со» сыграли трехступенчатый «бис». Открылся он Hoochie Coochie Man, исполненной в этот вечер почти с той же сочностью, что в 1990-х. Хлебнув какого-то полезного для связок напитка из большой кружки, Чиж прокричал все более своевременную «Мне не хватает свободы». И закончил застольным бабским плачем «Хочу чаю» с обретающим новую символику припевом: «Ой, не мажора я люблю, а политзаключенного».
В сентябре «Чиж & Со» предстоят гастроли по Дальнему Востоку.