Пестов научил движение улыбаться


В Германию Петр Пестов уехал в 1996-м — хотел нормально работать и
получать нормальные деньги. Зарплаты в Московской академии хореографии в
те годы были мизерными. Обосновался в немецком Штутгарте, в школе,
основанной Джоном Крэнко, многолетним руководителем Штутгартского
балета. И начал работать с утроенной отдачей — природа одарила его
немецких учеников не столь щедро, как московских. Немецкий учить не
захотел, с новыми питомцами разговаривал по-русски. Те не обижались —
говорили: мы не понимаем, что вы сказали, но поняли, чего вы хотите.
Впрочем,
еще до отъезда он воспитал такую блестящую плеяду танцовщиков, что
вполне мог бы почивать на лаврах до конца дней. Воспитателем Пестов
был жестким, отдыхать не позволял. На каникулы вывозил воспитанников в
летний лагерь, где мучил бесконечными кроссами по жаре. Результат
соответствовал усилиям. Неистовый Вячеслав Гордеев, чудо-мальчик
Владимир Малахов, эстет Юрий Бурлака, ироничный Алексей Ратманский вышли
из его класса. Педагог обучил их не только прыгать и вращаться, но
и работать с людьми. Все вышеперечисленные выпускники занимали или
занимают руководящие должности в крупнейших театрах мира. И всюду, по
хорошей балетной традиции, не упускают случая вспомнить и поблагодарить
своего педагога.
«Это первый и главный человек в моей жизни, —
сказал «Известиям» глава театра «Русский балет», народный артист СССР
Вячеслав Гордеев. — Все, что я познал в балете, я познал благодаря ему. И
человечески я воспринимаю его как близкого друга, учителя, Человека с
большой буквы. Все его ученики носят высокое имя пестовцев — это уже
определенное сообщество людей, которые живут на одной волне».
Последний
раз Пестов приезжал в Москву в мае 2010-го, когда Музыкальный театр им.
Станиславского и Немировича-Данченко устроил гала в честь его 80-летия.
Петр Антонович привез своих штутгартских питомцев и принимал
поздравления от бывших учеников, танцевавших в его честь. На сцене
воспитатель балетных чемпионов выглядел смущенным. Зато сидя в гостевой ложе, преображался и
цепким педагогическим взглядом оценивал выступающих. О том, что он
болен, никто не догадывался. Педагог выглядел как всегда — подтянут,
собран, безупречно одет. Ученики пересказывали друг другу его новые
афоризмы, но наибольшим успехом пользовался старый: «Улыбаться в танце
должно не лицо, а движение...»