Античный Джераш возродил крупнейший в мире опен-эйр


В отличие от компактных европейских опен-эйров, базирующихся в основном на территориях старинных замков и усадеб, иорданское мероприятие впечатляет размахом. Площадкой для фестиваля стал античный город Джераш, известный как «Помпеи Азии», или — благодаря античным колоннадам — «Город тысячи колонн».
Основанный Александром Македонским Джераш пережил римское и мусульманское правление, многочисленные войны и бедствия и в 749 году пал жертвой селевых потоков. Благодаря этим природным консервантам город отлично сохранился до начала археологических изысканий. К 1981-му его раскопали настолько, что королева Иордании Нур решила устраивать здесь международные фестивали искусств. На нынешнем, 26-м по счету (предыдущие четыре года форумы не проводились) выступили десятки коллективов из арабских государств, Мексики, Испании, Китая. Автору этих строк удалось побывать на центральном событии феста — концерте знаменитого сирийского певца Джорджа Вассуфа.
Автора 30 альбомов, отца трех сыновей и героя таблоидов почитают в арабских странах куда более, чем у нас Аллу Борисовну, Киркорова, Галкина и Баскова вместе взятых. Звание «султан песни» он заслужил в 16-летнем возрасте и с тех пор (сейчас Вассуфу 50) его оправдывает. Российским вялым — в сравнении с иорданцами — фанатам есть чему поучиться у поклонников Джорджа. То, как они обставляют концерт любимого певца, похоже на высокопрофессиональный разогрев, притом что делается это шоу абсолютно спонтанно.
Пока туристы наслаждались восточными задумками — по улицам здесь маршируют оркестры военной музыки, бродят дюжие иорданцы в костюмах гладиаторов и катаются древнеримские колесницы — публика всех возрастов с речевками и песнями подтягивалась к Южному театру. Монументальное античное сооружение и в древности было местом музыкальных представлений, а с началом современных фестивалей здесь выступали именитые коллективы и исполнители, в том числе Пласидо Доминго. У входа фанатов сортировали кордоны местной полиции — мужчины в залихватских красных беретах и девушки в хиджабах под фирменными пилотками. Обладатели недешевых билетов за 25 динаров (1 тыс. рублей) карабкались на каменные ступени амфитеатра. Безбилетники оставались слушать музыку на пленэре, благо звук слышен везде: древние знали законы акустики.
До концерта оставался еще час, но шоу уже набирало обороты. Происходящее отчетливо напоминало исторические противостояния фанатов «Спартака» и «Зенита». С той разницей, что «боление» с пританцовыванием, прихлопыванием и подпрыгиванием было нацелено на один и тот же объект. «Джо-о-о-рджи!» — ревела правая сторона. «Ва-а-ссуф!» — с тем же уровнем децибелов и набором телодвижений отвечала левая. Каждый следующий обмен любезностями совершался на порядок интенсивнее. На сцене, где разыгрывались расслабленные музыканты, тем временем творились непривычные нам вещи. Внушительного вида господин торжественно вынес столик, затем бутылку с водой и, наконец, стакан. Появление каждого предмета сопровождалось овацией. «Это значит, — пояснил мой спутник, — начало близко. Джорджи пьет только свежую воду…»
Любимец аудитории вышел на сцену, когда от восторженного гвалта у нежных европейцев окончательно заложило уши. Джордж мило улыбнулся, протянул руку обезумевшему от счастья фанату (прорвался-таки через заслон секьюрити) и запел. Выяснилось, что исполнитель Вассуф действительно выдающийся. По манере похож на азербайджанского соловья — Полада Бюль-Бюль Оглы лучших лет, но гораздо талантливее. Красивый тенор, тончайшая интонация, позволяющая смаковать все сладости восточной хроматики, и бездна обаяния. Пел, естественно, о любви, верности, разлуке и прочих вещах, равно понятных как на Западе, так и на Востоке. Пять тысяч утихомирившихся зрителей пели вместе с ним — хором и стоя. Вот что значит настоящий народный певец.