Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мединский анонсировал включение плана Трампа по Украине в учебники истории
Экономика
В Москве число индивидуальных предпринимателей выросло на 7%
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Республике Татарстан
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Происшествия
Два человека погибли в результате пожара в квартире в Республике Башкортостан
Экономика
В России планируют давать гарантии участникам СВО для получения займов на бизнес
Мир
В Коста-Рике произошло извержение вулкана Поас
Происшествия
Один ребенок погиб и один пострадал при пожаре в Сургуте
Армия
Средства ПВО уничтожили 10 украинских беспилотников над тремя регионами РФ
Мир
В США назвали семь основных кандидатов на пост папы римского
Происшествия
Сотрудники МЧС ликвидировали открытое горение на складах в Приморском крае
Мир
Asia Times сообщила о закрытии программы США по созданию гиперзвуковых ракет
Общество
Скульптор Зураб Церетели умер на 92-м году жизни
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Общество
Житель Курской области рассказал об ограблениях ВСУ и вывозе имущества на Украину
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Политика
Reuters узнало о нежелании американцев поддержать идею третьего срока Трампа

Большой балет рассказал о жизни насекомых

В Большом театре состоялись последние премьеры сезона – «Симфония псалмов» и «Хрома»
0
Большой балет рассказал о жизни насекомых
Сцена из балета "Хрома", фото: РИА НОВОСТИ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Симфонию псалмов» на музыку одноименного произведения Игоря Стравинского Иржи Килиан сочинил в 1978-м, в тяжелый перод жизни. Труппа, которой руководил хореограф, разваливалась, танцовщики уходили, и требовалось  сочинение, способное их сплотить. Так появилась «Симфония» на суровую тему: религиозная догма подчиняет человека, но он не сдается, протестует и в итоге сохраняет то, что называется самоидентификацией. Труппа Килиана выжила, выросла во всемирно известный Нидерландский театр танца, а сочинение, утратив воспитательный смысл, воспринимается ныне как диалог эстетской музыки и столь же рафинированной хореографии.

Композицию для восьми пар, выстроенную без формальных затей (общий выход, дуэты, ансамбли, финал), Килиан трактует как насыщенную, но в то же время прозрачную пластическую партитуру. Танцовщики-голоса уподобляются россыпям знаков на нотном листе, сплетаются в цветистые подголоски и гармонично соразмерные аккорды-ансамбли. Есть у танцевального орнамента и живописная подоплека — на заднике вывешены восточные ковры. В мастерстве переплетения человеческих тел Килиан не уступает гениям ковроткачества, но при всей уникальной сделанности «Симфония» — не балет-узор. Ее населяют живые, теплые, страдающие люди. Технически это ощущение достигается с элегантной простотой: танцовщики разговаривают языком высокого модерн-танца, но не отказывают себе в пластических жаргонизмах.

Для Большого «Симфония», достойно исполненная молодыми артистами, — хорошее приобретение. Педагогическое сочинение Килиана пестует коллективизм, чувство локтя и уважение к партнеру. Именно то, чего не хватает труппе с ее культом звезд и звездочек.

Авторы «Хромы» — британец Уэйн Макгрегор и его компания Random Danсe — появились в России в 2004-м. И эпатировали московскую публику балетом «Немезида», где участники напоминали полчище обугленной саранчи. В финале мрачно-черная туча укатывалась за кулисы, а на освобожденное пространство выходил сам Уэйн, облаченный в нежно-лимонную пижамку. Извиваясь и подрагивая, как нежащаяся на теплом сучке гусеница, хореограф завершал спектакль жизнелюбивым соло.

«Хрома», поставленная для Королевского балета Великобритании в 2006-м, также отмечена оптимизмом, вниманием к цвету и интересом к членистоногим. Сюжета нет, главное — картинка и вписанные в нее тела. Архитектор-минималист Джон Поусон придумал белый короб с проемом, из которого появляются и в котором исчезают четыре женщины и шесть мужчин. Они же насекомые, повинующиеся зовам природы. Компания спаривается, толпой летит на изгоя и рассыпается по сцене, имитируя поедание побегов. Все это происходит на фоне хард-роковых звучаний группы White Stripes, переложенных композитором Джоби Тэлботом для симфонического оркестра.

Макгрегор, правда, настаивает, что его трактовка телесного восходит к обезличенной компьютерной графике, но на деле он прирожденный энтомолог. И для его изысканий потребны соответствующие «членистоногие» тела. Танцовщики Большого в данном случае слишком академичны и слишком зациклены на собственной красоте. Словом, сплошные бабочки, а балет, судя по рисунку, предполагает еще жуков и пауков.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир