Правило шести процентов касаний в футболе


В понедельник состоялись матчи 1/32 финала Кубка страны. Они определили города, куда менее чем через две недели поедут клубы премьер-лиги (матчи 1/16 финала пройдут 17 июля).
Официально называться турнир теперь будет Bridgestone — Кубок России по футболу: 4 июля известный производитель автопокрышек заключил спонсорское соглашение с Российским футбольным союзом.
Самое главная новость — конечно же предстоящий визит «Спартака» в подмосковный город Истра, где играет одноименный клуб второй лиги. От МКАД до города — 39 км. От Рижского вокзала до станции «Истра» поезд едет 1 час 10 минут. Стадион «Полево» в Истре вмещает 2,5 тыс. зрителей, десант болельщиков «Спартака», очевидно, будет гораздо большим. Переносить игру куда-нибудь еще (например, в Раменское, где стадион гораздо больше) истринцы не очень хотят. Руководство команды давно строило планы привезти в свой город большую команду и было к этому близко год назад — тогда «Истра» вылетела по пенальти в 1/32 финала, а если бы выигрывала, то выходила на «Зенит».
По информации «Известий», «Спартак» еще до понедельника выходил на руководство «Истры» с предложением в случае их победы перенести матч на новую арену в Химках. Но она, похоже, тоже будет занята, так как этот подмосковный клуб пробился в 1/16 финала Кубка, а в гости к нему приедет не кто-нибудь, а «Зенит». Матчи первой лиги «Химки» играют на маленьком стадиончике на Юбилейном проспекте, на котором все желающие посмотреть игру с чемпионом тоже вряд ли поместятся.
Но подобные матчи — скорее исключение из правил. В целом Кубок России по футболу и у зрителей, и у команд был малопопулярен. Президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко заявил, что интерес к Кубку страны растет и случаев, когда команды элитного дивизиона приезжали в другие города дублирующим составом, будет становиться все меньше.
Действительно, рекорд 2009 года, когда на стадии 1/16 финала вылетело 12 клубов премьер-лиги из 16 (и проигравшие не очень долго этому огорчались), вряд ли в этом сезоне будет побит. Однако уже в одном из матчей 1/32 финала финалист прошлого Кубка и, вполне возможно, участник премьер-лиги 2012/13 года, уклонился от еще одной встречи с обладателем Кубка ЦСКА. В понедельник игравшая дома «Алания» выставила полурезервный состав против «Волгаря-Газпрома», проиграла 0:1 и теперь на матч в 1/16 финала ЦСКА поедет не во Владикавказ, а в Астрахань.
Суммарная посещаемость 30 матчей основной стадии Кубка страны в прошлом сезоне составила 272 643 зрителя (9088 человек на матч в среднем). Это значительно ниже, чем посещаемость игр премьер-лиги как в абсолютных, так и в относительных величинах. В этом году в среднем на матч чемпионата России по футболу приходило в первом круге по 12 499 болельщиков (то есть совокупную ожидаемую прямую аудиторию матчей чемпионата России можно оценивать примерно в 4,4 млн зрителей за сезон). Даже финальный матч предыдущего Кубка между ЦСКА и «Аланией» собрал на стадионе в Ярославле примерно 50% от его вместимости — только 12,3 тыс. человек.
Не исключено, что совокупная прямая аудитория Кубка России в сезоне 2011/12 года лишь упадет. Более-менее хорошую посещаемость в прошлом розыгрыше Кубка давали только две команды премьер-лиги — «Зенит» и «Спартак», причем на «Зенит» хорошо ходили в Санкт-Петербурге, а на «Спартак» — на выездные матчи. Но именно сейчас хотя бы одна из этих команд, скорее всего, проведет свой матч на стадионе малой вместимости. Кроме того, более чем шестую часть совокупной аудитории дал полуфинал «Спартак» — ЦСКА, собравший 46 тыс. болельщиков. Согласно сетке Кубка 2011/12 года, московское дерби может состояться опять в полуфинале, который намечен на 11 апреля 2012 года. Это — будний день, то есть зрителей будет заведомо меньше, чем в субботу или воскресенье.
Получается, что рекламодатели, заходящие на Кубок России, будут вынуждены довольствоваться воздействием на аудиторию, составляющую около 6% от «касаний» аудитории чемпионата России. Сопоставить телевизионные аудитории Кубка и чемпионата России на данный момент невозможно — как заявил «Известиям» директор спортивных программ телеканала «Россия 2» Дмитрий Анисимов, контракт на показ Кубка с РФС еще не подписан и сетка показа не определена.
Некоторой компенсацией, впрочем, можно считать гораздо больший географический охват аудитории Кубка страны и, соответственно, возможность продвигать свой бренд на футболе в большем количестве регионов.